Никита | 10.03.18 12:18 |
Раньше в любой школе неукоснительно соблюдалась программа
обучения и базовые знания в школах давались на равном уровне. (Иногда перекос допускался из-за талантливости Учителя). Не могу согласиться с мнением Главного редактора "Российского писателя" "... в моей глухоманной сельской школе девушки переписывали в тетрадки не только самого популярного Асадова, а и утонченную любовную лирику Вероники Тушновой..." Глушково ранее входило в Путивльское княжество, а то в свою очередь в Великое Новгород - Северское княжество. А "северяне" упомянуты в "Повести времянных лет" как одно из основополагающих племён славян, владеющих грамотой. Иногда в областном городе более примитивны людишки бывают, чем народ из глубинок. |
Тамара Поснова | 9.03.18 20:05 |
Прочитала всё и... Просто поделюсь своими мыслями. Сейчас завершила работу над двухтомником Н.Поснова. Финансовые вопросы - сплошная печаль. Бью поклоны. Писательская организация, которую некогда возглавлял автор сборника, "не знает об этом", у них средств нет даже на свои издания -"Надо думать о живущих". Понимаю, но не совсем. У живущих, да простят они меня, далеко не у всех получаются такие стихи, которые можно предлагать школьникам, выходить с ними на аудиторию. Это одна из причин моего многолетнего рвения издавать сборники Н.Поснова. К сожалению, далеко не каждому человеку (чтецу, учителю) можно доверить поэтические строки. Я помню, как читал Николай. Он умел разбудить "спящий зал", заставить слушать и сопереживать, вдумываться и делать выводы. Я не раз говорила о том, что если не дано красиво читать стихи, надо менять стиль общения со слушателями. Например, самому рассказать о себе, ответить на вопросы и т.д., а стихи попросить прочитать того, кто умеет это делать. Мямлить недопустимо.
Стихи... Они не должны быть для избранных, как однажды мне сказали. Они должны быть понятны всеми, вызывать эмоции, давать знания... А.С.Пушкин "не выкручивал" ни слова, ни смысл. Я читаю, простите, стихи Н.Поснова, и чем чаще это делаю, тем глубже понимаю мысль, заложенную в фразе, слове, тем больше восхищаюсь образом, вставшим перед поэтом, который он передал читателю. И даже исторические поэмы с вкраплением старославянских слов понятны, их хочется читать. Они современны, нравственны, возвышенны. Считаю, что нельзя выходить на тематическую встречу, посвящённую, предположим, другому поэту, со стихами на "непонятную" тему, не говоря уже о двусмысленности, как это я услышала однажды. Желательно увязывать всё с местом, слушателями, тематикой... Вот тогда будет и формироваться интерес к поэтическому слову. Жаль, что многие пишущие не владеют ни психологией, ни риторикой, порой и знаниями. Мне очень хочется пожелать, чтобы хорошая литература получила возможность заявлять о себе не на площадях и вокзалах, где стоят с книгами известные авторы, в надежде таким образом прокормить себя и семью. Это унизительно, мне кажется, прежде всего для государства. Помню, что прежде была организована работа по пропаганде литературы... Желательно кому-то грамотно руководить этой работой, чтобы она была не стихийной... чтобы писатели жили жаждой встречи со слушателями, проверяя своё творчество на их восприятии. Все понимаем, что идёт борьба за души детей, поэтому . насаждается далеко не та литература, идут с экрана передачи, далёкие от нравственности. Вот и подумаешь порой о цезуре, о том, кому и чему мы доверяем детей. В самой писательской среде нужно завершать склоки. Ведь за каждым именем стоят близкие, дети... Стоит ли оставлять своё имя на грязной странице истории? Сложно сегодня, конечно, сложно. Дорогие писатели, коль взяли в руки перо, послужите людям добром. Нам нужно единение, понимание и надежда, что будущее поколение будет с гордостью произносить ваши имена. |
Василий Воронов | 8.03.18 10:49 |
Поздравляю поздравляющихся поздравительным стихом А.Дементьева в поздравлении В.Путина! |
Владимир Иксанов | 7.03.18 20:50 |
Николай Иванович! С большим интересом прочитываю Ваши статьи.Они очень объективны в оценке современной поэзии.
Несколько слов о Вере Полозковой на примере её стихотворения "Недогумилёв". Что примечательно? Тональность произведения сохранена и умело использована автором. Присутствует схожесть с "Волшебной скрипкой" "Погляди: моя реальность в петлях держится так хлипко – Рухнет. Обхвачу колени, как поджатое шасси. Милый мальчик, ты так весел, так светла твоя улыбка.* Не проси об этом счастье, ради Бога, не проси. Дышишь мерно, пишешь мирно, все пройдет, а ты боялась, Скоро снова будет утро, птичка вон уже поет; А внутри скулит и воет обессилевшая ярость, Коготком срывая мясо, словно маленький койот; Словно мы и вовсе снились, не сбылись, не состоялись – Ты усталый дальнобойщик, задремавший за рулем; Словно в черепной коробке бдит угрюмый постоялец: Оставайся, мальчик, с нами, будешь нашим королем. Слушай, нам же приходилось вместе хохотать до колик, Ты же был, тебя предъявят, если спросит контролер? Я тебя таскаю в венах, как похмельный тебяголик, Все еще таскаю в венах. Осторожней, мой соколик. У меня к тебе, как видишь, истерический фольклор. Из внушительного списка саркастических отмазок. И увещеваний – больше не канает ничего. Я грызу сухие губы, словно Митя Карамазов, От участливых вопросов приходя в неистовство. Ведь дыра же между ребер – ни задраить, ни заштопать. Ласки ваши бьют навылет, молодцы-богатыри. Тушь подмешивает в слезы злую угольную копоть. Если так черно снаружи – представляешь, что внутри". В оценке этого стихотворения услышано недопонимание слушателей. Некая обида за кумира, написавшего «Волшебную скрипку». Конечно, « тот, кто взял её однажды в повелительные руки, у того исчез навеки безмятежный свет очей». Но вариант Веры Полозковой стилистически хорош, хотя несёт иную нагрузку. Это размышления о хлипкой реальности лирического героя, в сознании которого возникают проблемы совсем иного приземленного характера. «Недогумилев» - аллюзия на тему пребывания литературного персонажа в непонятке отношений с тем кого « таскаю в венах, как похмельный тебяголик…» Последовательно в ассоциативном ряду « усталый дальнобойщик», « угрюмый постоялец», а то и вовсе мальчик, которому прочат корону короля! Это не более, чем « истерический фольклор». Надлом души и состояние, когда «ласки ваши бьют навылет»! Отдельные строки Веры Полозковой искренни как жар молодой плоти. Чувствуются переживания неразделенной любви, душевные сомнения, попытка обрести счастье. И в этом поиске так много нагромождений из слез и инфантильного неоформленного состояния молодого существа, что хочется скорее пожелать выхода из нравственного лабиринта одиночества. Заключительная метафора «сердце словно медвежонка, за собою волоча» - это образ плюшевой игрушки некогда самой дорогой для героини, но брошенной и навсегда утерянной финальным аккордом расставания… Детская игрушка и мальчик – «взоры - два луча» достойны, быть предметами , предъявленными устному опросу - «ты же был, тебя предъявят, если спросит контролер?» Рефрен оригинален и естественно заключен в формуле итога - « доломаешь-обескровишь». "Мальчик, дальше, здесь не встретишь ни веселья, ни сокровищ. Но я вижу – ты смеешься, эти взоры – два луча. Ты уйдешь, когда наешься. Доломаешь. Обескровишь. Сердце, словно медвежонка, За собою Волоча". Конечно, без аналогии не обойтись… Стихотворение “Волшебная скрипка” - шедевр поэзии Серебряного века. Сам автор дорожил им настолько, насколько можно дорожить любимым детищем. Оно обращено к взыскательному слушателю. Лирическое наставление зрелого поэта юному собрату по перу. Философские рассуждения о муках творчества и обретение счастья высшего смысла. Зарождение поэтического слова. Поэт – предтеча , не может не видеть оборотной стороны медали. «Изнанку» творчества, которую чувствует умудренный жизнью собрат. В образе скрипки - поэтическое дарование, как смертельное заклятие, и высшее блаженство. Лирический герой рассказывает юному собрату о том, что поэт не имеет права на отдых, он всегда должен творить, ибо муки творчества, они как “бешеные волки в кровожадном исступленье» постоянно преследуют художника. Расчёт на читательское одобрение маловероятен, художник должен служить поэзии без надежды на признание, без надежды быть понятым, без надежды на славу. Настоящего поэта не пугает ничто. Он пойдёт своей дорогой и погибнет “славной смертью, страшной смертью скрипача”. В основу поэтического материала образ "Волшебной скрипки" взят неслучайно, автор стремится использовать его для раскрытия инфантильности «мальчика», не готового к ответственному решению. При всей оригинальности стиха, тонально узнаваемого, недостающая часть эмоциональной нагрузки, очевидна. Использование «Волшебной скрипки» - это своеобразная маскировка или даже фон, за которым желание автора раствориться в таинственном звучании ,а не стремление достичь совершенства. Что практически невозможно. Есть высоты, которые нынешним никогда не взять |
Маргарита Каранова | 6.03.18 22:09 |
Да, Кнарик, Н.И. поднял животрепещущую тему. К сожалению, почему-то мало участников сайта откликнулось на нее. Один из современных мыслителей сказал: «Поэт не тот, кто пишет, а тот, кто читает». Пишущие плохие стихи и высокую поэзию не понимают, а не пишущие могут быть ее прекрасными ценителями. А Честертон сказал очень верно. Так что будем радоваться, что у народа еще есть нравственное чутьё и ему неважно, как написано, а важно, о чем, касается ли это его насущных проблем. Вот почему было такое количество откликов на стихотворение, извлеченное Николаем Ивановичем с какого-то сайта, о зарплате, попах и пр. Однако все-таки хотелось бы, чтобы было и то, и другое – и чутьё, и вкус. Однажды в Одноклассниках я поместила стих-е А. Передреева «Наедине с печальной елью», предупредив, что это – наш земляк и надо гордиться им. За неделю было более тысячи просмотров, но лайков только 20, да и то мои друзья, в основном. Однако не страшно и это. Над стих-м стали издеваться (забыв, что над земляком особенно неприлично), выпускники 60-70-х г. элитных школ Грозного (5к). Я отреагировала так: «Если бы это стих-е было подписано новодворской, вы бы визжали от восторга». Их внимание тут же переключилось на это существо, тут же нашли ее нетленные тексты, стали хвалить. По пути вспомнили Блока, стали ёрничать и над ним… В конце концов зашли в тупик и умолкли… И не один случай на подобную тему... |
Кнарик Хартавакян | 3.03.18 22:17 |
Спустя 10 дней после выставления в блоге выпала мне возможность внимательно прочесть Вашу статью, уважаемый Николай Иванович. Замысел её и композиция явственны стали из названия ёмкой вещи, исполненной, как всегда, мастерски. И с выводами Вашими - проме жуточными и завершающим, нельзя не согласиться... Сомнений нет,
"наш читатель пошел на убыль с той поры, когда Сорос и наше постсоветское государство стало поддерживать только писателей, для которых традиционная со времен Пушкина народность и традиционная христианская (или мусульманская) мораль наиболее ненавистны". Это с болью наблюдали и сами патриотично мыслящие сочинители, и школьные преподаватели-русисты, и библиотекари. Но система не позволяла пока противодействовать этому, так как вся власть, все СМИ, школьное обучение, финансирование книгопечатания - в руках русофобов, крушащих веков. устои, экономические и нравственные. И всё же и от личных усилий писателей и педагогов многое зависит. Есть, жива ещё истинная высокохудожественная словесность русская, есть популяризаторы её! И отрадно, что именно стихи моей землячки Виктории Можаевой привели Вы в противовес вычурным виршам В. Полозковой – "самой издаваемой, раскручиваемой не только в социальной сети работников образования, а и мастерами шоу-бизнеса". В настоящей же поэзии Виктории "дышит почва и судьба"! И хочется, уважаемые Николай Иванович и Елена Игоревна, тепло и сердечно поздравить Вас, как создателей сайта, и всех остальных поэтов, прозаиков, публицистов российских - подвижников нашего любимого сайта со Всемирным днём писателя, отмечаемым 3 марта, сего дня! Этот пр-к уже, кажется, не игнорируется нашими русскими писателями, судя по выставленному Вами к знаменательной дате великолепному стихотворению Людмилы Щипахиной. Спасибо Вам и за него, и за всё то светлое, могучее, действенное в спасительной своей энергетике и художественном великолепии словесное дивное богатство, что выставляется и накапливается Вами с коллегами на сайте "Российский писатель"!!! Желаю благоволения Божьего, крепости здоровья, благоденствия и стабильности в мирной жизни и дальнейших творческих достижений! с почтением и признательностью дончанка К.С.Хартавакян |
Григорий Старобельский | 3.03.18 20:01 |
О людях, глядящих на поэтов точно так же, как блоковская "старушка" на "огромный лоскут плаката" - «Вся власть Учредительному Собранию!»
У телеведущей Ксении Собчак, баллотирующейся на пост главы государства, Штаб предвыборной кампании возглавил Игорь Малашенко - основатель НТВ и один из сотрудников штаба Бориса Ельцина в 1996 году. Того самого самоназначенного «дирижера» оркестра советской воинской части, спешно выталкиваемой из Германии в СССР - практически в чистое поле. А в конгрессе США в 1992 году просившего: "Господи, благослови Америку!». После «подвигов», вроде невыхода из-за «обездвиженности» к встречающей делегации из самолета, или же «окрапления» колеса оного. А на сцене перед избирателями - раскаряченного «танцора», явно «навеселе» и т.п. Имевшего рейтинг популярности, что называется - «ниже плинтуса»… И вдруг! После того, как телевидение «случайно» застало его стоящим в очереди магазина «Елисеевский» и т.п. «фокусов» он … оказался избранным в президенты РФ. Покрыв себя не смываемым позором - циничным расстрелом танками в центре Москвы Учредительного Собрания!» - Верховного Совета РСФСР! И что же мы видим теперь? Всё те же «картинки с выставки» у телеведущей «Дома-2» перед толпой неуважительно согнанных людей: с пафосными криками из-за протекающей крыши или треснувшей стены, в расчете на эффект у «быдла». Но ведь программа кандидата в президента России должна иметь другой несопоставимый с этими вскриками-прыжками масштаб! Не стыдно, Малашенко? А потребовать «дифференцированный налог» вместо дерЬмократически плоской шкалы налога для трудяг и воров-аллигаторов? Или программы возвращения 90% бывшей крупной советской собственности под юрисдикцию России? Слабо!? Страшно?! Или расчет на подсчеты бюллетеней глубокой ночью?! Родные Вы наши, поэты и писатели! На вас ОГРОМНЫЙ СПРОС у народа! Работайте, братья!! |
Василий Ревзин | 1.03.18 06:56 |
"Не продается вдохновенье - но можно рукопись продать".... Поэтическая "попса" в ходу еще со времен Пушкина: Граф Хвостов, Поэт, любимый небесами, Уж пел бессмертными стихами Несчастье невских берегов. Пушкин иронично любовь толпы приписывает небесам - но также и не стеснялся называть вещи своими именами: "чернь тупая". Сейчас как бы демократия - поэтому народу приписывается любовь к Полозковой. Почему "как бы" - да потому что на самом деле правит бал телевидение, а в ящике известно какие кумиры - Киркоров да Басков. Именно эта "среда" породила запрос на Полозкову и Эхину. Вы что всерьез полагаете, что люди относятся к ним с любовью? Тогда выйдите из машин на троллейбуные остановки. Но я лично не против - был БЫ - если бы поэтов тоже допускали на голубой экран. Так сказать, создавали бы равные стартовые возможности. Хотя бы на час в неделю. Но тот факт, что съезд Союза писателей был дружно замолчан СМИ говорит сам за себя. Русских писателей не просто игнорируют в путирашке - их загоняют в подполье. Как в Риме - первых христиан. Ну ничего: Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена... Пережили бироновщину, переживем и сурковщину. |
Маргарита Каранова | 23.02.18 18:09 |
Владимиру Пядухову. Встреч с читателями не достаточно для того, чтобы поднять художественный вкус. Преподавание литературы в школе (насколько мне известно; поправьте, если не так) оставляет желать лучшего. Количество часов сокращено, в программе Солженицин представлен как выдающийся писатель, а русские классики, русская поэзия отодвинуты в сторону. Дети в младших классах учат совсем мало стихов из классики. Даже задачи по математике составлены так, чтобы вызывать отвращение от одного только чтения, поскольку там герои -тараканы или похуже. Учебники по всей стране разные, так что, в случае чего, можно предъявить нормальный для элитной школы, и останешься в дураках со своими претензиями. |
Григорий Блехман | 22.02.18 21:21 |
Мне думается, что Вера Полозкова - один из литературных "проектов" тех ловких окололитературных дельцов, которые под видом заботы о развитии современной литературы выбивают на это гранты, "раскручивают" имя и делают сиюминутные деньги на продаже книг неискушённым в чтении соотечественникам.
Такие нынче времена. Будут другие, другие будут широко звучать и имена. А наша задача, как раз и делать всё, от каждого из нас зависящее, чтобы эти - другие - времена пришли как можно скорее. |
Вопрос | 22.02.18 12:26 |
Вроде, наоборот всегда: если есть спрос, то будет и предложение. |
Николай Дорошенко | 22.02.18 12:17 |
Владимиру Замышляеву Мы опубликовали списки, за которые голосовал съезд. И уже в опубликованном пришлось править слово "архимандрит" на "епископ". Остальные опубликуем в ближайшее время, когда они окончательно будут выверены и согласованы. |
Владимир Пядухов Смоленск | 22.02.18 12:14 |
Николай Иванович,все верно сказано,но чтобы появился спрос,нужно предложение,а вот его то и нет.Что может предложить читателю писатель издавший книгу за свой счет 200-300экз?Нужно финансирование таких встреч,как было раньше 50% автору,50% библиотекам ,которые проводят такие встречи и что не мало важно,чем дальше в глубинку,тем выше цена таких встреч,про книги я уже молчу,их надо прекратить печатать за счет авторов и только тогда мы сможем достучаться до Читателя,а так все и останется в "хуторах" С ув.Владимир Пядухов.г.Смоленск |
Замышляев Владимир | 22.02.18 12:01 |
Ниаолай Иванович, хотелось бы на сайте увидеть фамилии секретарей и членов Высшего творческого совета СП России. В. Замышляев, Красноярск. |
Вопрос | 22.02.18 11:27 |
Что мешает донести до массового читателя "настоящую литературу"? Спроса нет? |