Страница: 1 2 Все |
Бобров Александр | 8.01.22 11:01 |
Меня более всего задела и опечалила не ностальгическая часть, а вот эта фраза, таящая будущее: "Что ли этот нынешний молодняк сам себя ощущает уже не очередною могучею волною когда-то кажущегося бесконечным во времени и пространстве человеческого океана, а всего лишь его присмиревшим остатком?". Кажется, что будущим России занимаются только Чубайсы-Грефы, готовя погубление, а государство - просто плюнуло... |
Иван Сущенко | 5.01.22 20:50 |
Готовим 11 номер "Родника" и праздновать десятилетие районного отделения Союза Курских литераторов. Но, наверное, празднование будет в конце января.
С уважением, Сущенко Иван Михайлович. |
Иван Сущенко | 5.01.22 20:41 |
Николай Иванович, ваша "Душа" больше всего пришлась мне по душе, больше всего потрясла меня из всего вами написаного. Может и потому, что у меня точно такой же опыт переживаний, как озвучен в воспоминаниях. Вы тонко обрабатываете сырой материал жизни своим словом, как великолепный скульпор обрабатывает кусок бесформенного дерева - с тончайшими и точными деталями, что просто ахаешь. И пред тобой предстает произведение, в котором узнаешь настоящую жизнь совсеми ее объемами и высотой. Перед читателем предстает прекрасная симфония жизни простого народа, вскрывается глубина его характера, его очарования через опыт бытования вашей семьи. Наши села моглди бы и дальше жить, но нет здесь работы. Молодежь уходит в города. Остаются пенсионеры. Власть пытается создать комфортную среду проживания, подтаскивает ее к уровню городской. Но кому это будет нужно через 15-20 лет, если в районах не появятся малые предприятия, промыслы, передприятия по переработке сельхоз сырья? Для этого нужны средства, для этого нужна политическая воля.
В просторечии крымских татар часто путают с крымчаками, которые ближе все же караимам. Вы правы, этноним "черкес" в форме "черкас" был перенесен на казаков, выходцев их Речи Посполитой, потому что одно время, в период Золотой Орды часть народа "черкес", выходцы из Северного Кавказа, переселились на территорию юга нынешней Украины. Мы здесь скучаем по вас. Ждем вашего очередного приезда. |
Николай Тертышный | 5.01.22 16:51 |
Значительную часть русской литературы, наиболее озаботившуюся вопросами нравственности, проблемами выживания ныне, да и вообще, называют «деревенской», упрекая писателей этого толка в «идеализации деревенской архаики», в бессмысленности возврата к прошлому. У народа, как и у отдельного человека есть память. Так вот Россия помнит себя крестьянкой. Отсюда тянется нить деревенского крепкого прошлого. Но главное и особо тревожное то, что в условиях сегодняшней цивилизации народ прекращает рождаться! Потому и пытается отыскать в памяти свои лучшие времена, опоэтизируя их и превознося. Поэтическое начало деревенской литературы привлекательно тем, что явно помогает видеть в прошлом корни сегодняшнего лиха и подсказывает способ пережить его. Так поступает любой народ. «Стихи – дети памяти, отцы надежды» – говаривали мудрецы.
Николай Дорошенко сполна владеет чистым Словом народной памяти.Силы ему в том да веку долгого... |
Иван Ерпылёв | 5.01.22 15:10 |
Некоторые из этих удивительных историй я слышал от Николая Ивановича, и, надо сказать, что Николай Иванович - мастер как устного, так и письменного рассказа. Бывает ведь так, что человек может рассказать много интересного, но если возьмётся записать свои рассказы - как бледно и неловко они смотрятся на бумаге! Как не хватает преимуществ устной речи - интонации, самого обаяния рассказчика! Эти же драгоценные воспоминания Николая Ивановича в записанном виде смотрятся, конечно, по-другому, но более зримо и выпукло, а мягкая интонация рассказчика слышна даже в печатном тексте! |
вадим | 5.01.22 14:37 |
Своеобразность России в её малых поселениях, именно там рождается всё начало. Благодаря деревне мы выжили и победили в ВОВ. Все нынешние Грефы - Кудрины и прочие Чубайсы временщики и не знают истории страны. К сожалению, наша верхушка не от того дерева! |
Николай Дорошенко | 4.01.22 22:03 |
Уважаемый Иван Фёдорович! Очень рад встретить именно вас, моего земляка из соседнего с моей Сухиновкой села. Ваш фундаментальный и для меня драгоценный труд "История села Званное..." всегда у меня под рукой и в моем компьютере открывается по ссылке на рабочем столе. Поскольку наши села появились в едином и очень узком пространстве отечественной истории и географии, то из этого вашего труда я черпаю для себя представления так же и об истории своей Сухиновки. А "крымчаками" я крымских татар назвал только потому, что когда сам жил в Ялте и приезжал в Сухиновку, то старшее поколение называло меня "крымчаком". Но это, конечно, слишком легкомысленный повод. И о крымчаках как о "немногочисленной еврейской этнолингвистической тюркоязычной группе, проживающей в Крыму", я узнал только из этого вашего комментария. Полагал, что крымскими иудеями являются только караимы. Что касается "черкесов", то тут для меня основанием стало то, что так называли когда-то около десятка народов Северного Кавказа, говорящих на адыгских языках абхазо-адыгской языковой группы. И еще у меня где-то в архивных папках хранится ксерокопия статьи курского краеведа позапрошлого века об одном из набегов в наши края кочевников с Северного Кавказа в канун Полтавской битвы. Еще я знаю, что это Екатерина II послала Суворова усмирить кочевников Северного Кавказа за их "недостойные просвещенного века" грабительские набеги и работорговлю, и Суворов сначала пытался с ними договориться, а не получив согласия, их усмирил. Этноним "черкасы" на Украине, по моим, видимо, поверхностным представлениям, появился оттого, что на территории от Каспия до Причерноморья расселялись всё те же "черкесы",.а в 16 веке и до конца 18 века "черка(е)сами" стали называть уже и расселявшихся там христиан (казаков). Я благодарен вам за предложение уточнить касающуюся российской истории и потому очень ответственную часть текста. Тем более, что весь текст состоит из кусочков очень трудного для меня романа "Душа", который я уже давно пишу. Пишется роман трудно, потому что постоянно не попадаю в ту интонацию, которая позволила бы живую реальность превращать в художественную, которая требует типизации и смысловой выразительности деталей и событий моей все же частной жизни. Вы ведь отлично понимаете, что наши селяне даже и в стародавние времена не были стрижены под одну гребенку, но - всё ж таки в ответственные моменты получалось, что эта "гребенка" была на всех одна. Спасибо вам, Иван Федорович, за встречу хотя бы виртуальную, сам же я в Сухиновку я с тех пор, как появился ковид, не приезжал. И очень соскучился по нашему всегда невозмутимо зведному небу. |
Иван Сущенко | 3.01.22 23:24 |
Николай Иванович! С каким наслаждением можно вас читать вы даже не знаете)) Все знаковые перипетии детства, отрочества и ранней юности почти дословно у нас совпадают. От колдуна, страшилок о русалках и желания испытать свое терпение, чтоб не стать предателем, если чё. Без спроса тоже отправлялся в "поход" со товарищи. Правда, не на велосипеде, а пешком. Первый раз за 30 км - из Званного в Ходяковку, и два раза уже - в Рыльск. Второй раз зимой на лыжах. Удивительный сельский мир родного кутка с детства мне так же мил и мною любим. С оторопью вчитываюсь и вслушиваюсь в планы либеральных лидеров - Кудрина, Грефа и Собянина по сокращению сельских поселений, в которых по их представлениям живет сейчас "15 млн лишних людей". Планируют все страну "вселить" в 11-15 городских агломераций. Недавно эти планы стали обретать реальные очертания благодаря вице-премьеру по строительству Хуснуллину. Озвучил он свои идеи на одном из прошедших экономических форумов. Действительно, в селах поселяется тревожная тишина. По поводу двух слов из исторического прошлого. "Крымчаки" не крымские татары. Это - немногочисленная еврейская этнолингвистическая тюркоязычная группа, проживающая в Крыму. Крымские татары действительно до наших мест доходили в своих набегах. Но черкесы ограничивались Предкавказьем и Кубанью. Кроме крымских татар в набеги на наши земли ходили еще и ногайцы - они некоторое время кочевали в Приазовье и Причерноморье (сейчас проживают на Северном Кавказе). "ЧеркАсами" называли переселенцев 17 века из Речи Посполитой на Слобожанщину. Слово "черкас", означало в те времена то же самое, что и казак. Это были наши предки, которые именовали себя тогда "руськими". Сейчас, после 1917 года, на Украине их потомки называют себя "украинцами".В 18 веке слово "черкас" в официальных документах стало заменяться словом "малоросс". Званновцы до сих пор зовут себя "руськими". |
Екатерина Пионт | 2.01.22 20:48 |
У Николая Дорошенко особый слог, который даёт увидеть, услышать, понять деревню, крестьян во всём их многообразии. А "на Лице Земли" - это уже философия, ибо она у крестьян врождённая. Даже Монтень, француз, говорил, что искусство понимают философы и крестьяне. Это он ещё наших крестьян не видел! Русские крестьяне вдумчивы... "долго запрягают, да быстро едут". А уж скажут, так в точку! Спасибо за это возвращение в прошлое, когда Новый Год был сказкой... Здоровья всем в Новом году! |
Евгений ЮШИН | 2.01.22 18:18 |
Замечательное, ностальгическое, радующее сердце продолжение !Золотого века" Всего на нескольких страницах - история страны, история рода, история ушедшего уже образа жизни. Спасибо, Николай! |
Маргарита Каранова | 2.01.22 00:23 |
Насыщенное, многомерное, запоминающееся повествование о необратимости Леты. Встреча не вообще с русскими людьми, а с русским крестьянством (!)... его душа, обычаи, чарующая русская речь. Дети - одновременно и крестьянские некрасовские, и советские "дети войны"... Святые воспоминания, осмысленные с высоты богатого жизненного опыта Николая Ивановича и воплощенные им в животворящее слово. .
|
Валентина Беляева | 31.12.21 16:46 |
"Что ли все поколения наших сухиновцев полагали, что живут они не абы как, а на "ЛИЦЕ ЗЕМЛИ" насквозь видимыми с широко распахнутых над их головами небес?"
Да не в этой ли мысли - разгадка жизни и несокрушимой мощи Руси? Кажется, мы читаем главы из будущего романа под названием "Душа", возможно, в варианте не окончательном, но отражающем содержательную сущность великой, выстраданной народной правды. Что за слог перед нами! Что за "вселенскость" слова, его непринуждённо светлая красота, его звучание, его гармония, его завораживающее течение, его суть глубинно-народных истоков, его "ЛИЦЕ ЗЕМЛИ". Что за слог перед нами - его безукоризненно роскошное великолепие, его богатырская симфония исконно русского "князеИгоревского" духа... Ждём произведение, ждём событие, ждём наслаждение его музыкой, как и его достойное место в современной литературе. Николай Иванович - наша общая и незыблемо искренняя любовь, нового Вам вдохновения от высших небесных сил в наступающем году. Также сил и здоровья потрясающе неутомимой Елене Игоревне. Пусть Новый год будет дальновиднее, мудрее и честнее уходящего и для вас, и для всего нашего сообщества, преданного благородным идеям наших предшественников. С Новым годом! |
вадим ТИМОФЕЕВИЧ кулинченко | 31.12.21 13:54 |
Метаморфозы жизни! - иначе это выступление и не назовёшь Николая.
Всё это очень близко мне, родившемуся в Воронежской области, пережившему оккупацию, развитой социализм и живущему ныне в лживой дерьмократии... С того и мучаюсь, что не пойму - куда несёт нас РОК событий! Спасибо Вам за искренние воспоминания. С уваженим |
Василий Воронов | 31.12.21 05:28 |
Автор нашел простые слова к простым человеческим чувствам. Аукнулось глубоко, по-пушкински: любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам.... Кажется, я тоже пережил нечто подобное в детстве. Суть и волшебство крестьянского быта. Неизбывность материнской памяти в каждом из нас, нынешних.
Милосердного Нового года тебе, дорогой Николай Иванович, и всему твоему "гнезду"! |
Григорий Блехман | 30.12.21 21:58 |
Читал эти воспомиания Николая Дорошенко и, после заключительной фразы: "И каждый раз я вслушиваюсь в неё (теперешнюю сухиновскую тишину - Г.Б.) с тревожнейшим предчувствиЕМ чего-то ещё никому неведомого", впомнил интонацию и "тревожнейшее предчувствие", звучащее в знаменитом стихотворении Б.Л. Пастернака "Гамлет":
"Гул затих. Я вышел на подмостки, Прислонясь к дверному косяку, Я ловлю в далёком отголоске, Что случится на моём веку... ..................................................... Жизнь прожить - не поле перейти." Вот такуй перекличкой времён, с их общими чертами и особенностями в каждом, дохнули на меня эти воспомиания. А "тревожнейшее предчувствие", конечно же, в последние три десятка лет не покидает подавляющее большинство нашего поколения, немало на своём веку повидавшего, поэтому и умеющего немало что предвидеть. |