Страница: 1 2 3  Все

Людмила Владимирова 20.01.14 05:24

Уважаемая Сэда Константиновна!

Вы рано «сдались». Тема, которую затронули, – чрезвычайно интересна и непроста.
Несколько десятилетий т.н., с подачи П.В. Палиевского, я познакомилась с В.В. Розановым. Восторг! Многое поняла и приняла. Но не всё. Во всяком случае, учусь и доселе различать «дворянскую» и «разночинную» литературу России XIX в. Небезинтересно, полезно. В частности: Розанов о Щедрине, Гоголе, Чернышевском, в невольном сравнении с Пушкиным. Лучше читать не критиков, а его самого. Потому, попросив прощения у Николая Ивановича, приведу отрывок из «Уединенного»:

«Конечно, НЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ такую кипучую энергию, как у Чернышевского, для государственного строительства - было преступлением, граничащим со злодеянием. К Чернышевскому я всегда прикидывал не те мерки: МЫСЛИТЕЛЯ, ПИСАТЕЛЯ..., даже ПОЛИТИКА. Тут везде он ничего ОСОБЕННОГО собою не представляет, а иногда представляет смешное и претенциозное. Не в этом дело: но в том, что с самого Петра (1-го) мы не наблюдаем еще натуры, у которой каждый час бы ДЫШАЛ, каждая минута ЖИЛА, и каждый шаг обвеян "заботой об отечестве". Все его "иностранные книжки" - были чепуха; реформа "Политической экономии" Милля - кропанье храброго семинариста. Всю эту галиматью ему МОЖНО было и СЛЕДОВАЛО простить и воспользоваться не головой, а КРЫЛЬЯМИ и НОГАМИ, которые были вполне удивительны, не в уровень ни с какими; или, точнее: такими "ногами" обладал еще только кипучий, не умевший остановиться Петр. Каким образом наш вялый, безжизненный, не знающий, ГДЕ найти "энергий" и "работников", государственный механизм не воспользовался этой "паровой машиной" или, вернее, "электрическим двигателем" - непостижимо. Чт&#243; такое <…>"знаменитый" Мордвинов против него как ДЕЯТЕЛЯ, т. е. как ВОЗМОЖНОГО ДЕЯТЕЛЯ, который зарыт был где-то в снегах Вилюйска? Но тут мы должны пенять и на него: каким образом, чувствуя В ГРУДИ ТАКОЙ ЗАПАС ЭНЕРГИИ, было, в целях ПРОРВАТЬСЯ К ДЕЛУ, не расцеловать ручки всем генералам, и, вообще, целовать "кого угодно В ПЛЕЧИКО" - лишь бы дали помочь народу, подпустили к Народу, дали бы "департамент". Показав хорошую "треххвостку" его коммунальным и социал-демократическим идеям, <…> я бы тем не менее как ЛИЦО и ЭНЕРГИЮ поставил его не только во главе министерства, но во главе системы министерств, дав роль Сперанского и "незыблемость" Аракчеева... Такие ЛИЦА рождаются веками; и бросить его в снег и глушь, в ели и болото... это... это... черт знает что такое. Уже читая его СЛОГ (я читал о Лессинге, т. е. начало), прямо чувствуешь: никогда не устанет, никогда не угомонится, мыслей - чуть-чуть, пожеланий - пук молний. Именно "перуны" в душе. Теперь <…> все это объяснилось: он был духовный, спиритуалистический "S", ну - а такие орлы крыльев не складывают, а летят и летят, до убоя, до смерти или победы. Не знаю его опытность, да это и НЕ ВАЖНО. В сущности, он был как ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ (ОБЩЕСТВЕННО-государственный) выше и Сперанского, и кого-либо из "екатерининских орлов", и бравурного Пестеля, и нелепого Бакунина, и тщеславного Герцена. Он был действительно solo. Нелепое положение полного ПРАКТИЧЕСКОГО БЕССИЛИЯ выбросило его в литературу, публицистику, философствующие оттенки, и даже в беллетристику: где не имея никакого СОБСТВЕННО К ЭТОМУ ПРИЗВАНИЯ (тишина, созерцательность), он переломал все стулья, разбил столы, испачкал жилые удобные комнаты, и, вообще, совершил "нигилизм" - и ничего иного совершить не мог... Это - Дизраэли, которого так и не допустили бы пойти дальше "романиста", или Бисмарк, которого за дуэли со студентами обрекли бы на всю жизнь "драться на рапирах" и "запретили куда-нибудь принимать на службу". Черт знает что: рок, судьба, и не столько ЕГО, сколько РОССИИ.

Но и он же: не сумел "сжать в кулак" своего нигилизма и семинарщины. Для народа. Для бескоровных, безлошадных мужиков.

Поразительно: ведь это - прямой путь до Цусимы. Еще поразительнее, что с выходом его В ПРАКТИКУ - мы НЕ ИМЕЛИ БЫ И ТЕОРЕТИЧЕСКОГО НИГИЛИЗМА. В одной этой действительно замечательной биографии мы подошли к Древу Жизни: но - взяли да и срубили его. Срубили, "чтобы ободрать на лапти" Обломову...»

Но вот вопрос: а был бы Чернышевский самим собою, умея «целовать в плечико»?.. Напрашивается вечное, сакраментальное: "Кто виноват?"
Ох, как всё – непросто!
Сэда Вермишева 19.01.14 23:27
Людмиде Владимировой.
Конечно, крепостное право и реформы 60-х годов - вопрос сложный. НО я ведь только о том, что русская классическая литература, в том числе и дворянская, в своих произведениях изобличала все пороки самодержавия, в том числе и крепостное право. Перечесть только хотя бы Салтыкова и Гоголя... Но именно в царской России правящее сословие обращало свое перо против власти. Мог бы секретарь СП СССр или Райкома писать о своем времени, подобно упомянутым Гоголю и Салтыкову? О сегодняшнем дне я уже и не говорю. И это - феномен русской классической литературы. Замечательный феномен... С уважением С.Вермишева
Сэда Вермишева 19.01.14 23:17
Григорию Блехману.
Да, Григорий Исаакович, Вы правы, вопрос в том, как "мирным путем " выйти из тупика. А время необратимо ведет мир по ложному пути.
А идея построения социализма в отдельно взятой стране провалилась.
Более реальной, в условиях глобализации, стала идея глобальной, то есть мировой революции.И тоже - не дай Бог. Как-нибудь бы обойтись...Но история говорит о другом - что противоречия разрешаются через катаклизмы. К сожалению
Всегда рада общению с Вами.
С. Вермишева
СэдаВермишева 19.01.14 23:00
"Эдуарду Петренко.
Абсолютно с Вами согласна.
С. Вермишева
Григорий Блехман 19.01.14 21:20
Сэде Вермишевой.
Дорогая Сэда Константиновна!
Конечно, не дай Бог, еще одну такую "роскошь".
И очень хочется "переломить" это ТОЛЬКО мирным путем.
Надеюсь на то, что здоровых сил у нас для этого все же достаточно, чтобы опять не делать "до основанья, а затем".
Но понять, как это сделать, ума пока не хватает.
Его хватает пока лишь на то, чтобы делать в этом направлении то, что умеешь - писать о том, что думаешь, видишь, чувствуешь, пережил... О том, что понимаешь, кто есть якобы наша "цвет нации" в литературе, внедряемая сверху в сознание людей. Многие из них названы в статье и комментариях...
В общем, уповать на то, что наше слово тоже этот "камень точит" и что "не пропадет наш скорбный труд..."
И потому, пользуюсь случаем поблагодарить и Вас за Ваше Слово, которое много значит для Ваших читатаелей, к числу которых отношу и себя.
Людмила Владимирова 19.01.14 21:19

Ох, не надо, Сэда Константиновна, о крепостном праве!
Увязнем! Не всё – просто и однозначно, о чем и у Николая Алексеевича, и у Федора Ивановича можем прочесть! Не говоря уже о множестве изломанных копий современников реформ 60-х годов XIX века.

Вспомним хотя бы сдержанное отношение Ф.И. Тютчева к ним. Я согласна с его оценкой произвола, облеченного "во внешние формы законности", как "более деспотичного" и "более растлевающего". Вопрос: сколько у нас сегодня "правильных" судов и изломанных судеб?..

И немало, к нашему счастью и гордости, можем назвать великих Русских, вышедших из крестьянства, простого народа! Да, это не было массовым явлением, но, м.б., и – к лучшему?..

Вам не приходилось общаться, а, тем более, оказаться в зависимости от директоров, профессоров и даже академиков, кичившихся своим происхождением "из простого народа", не стоящих многих совестливых свинарок-доярок-трактористов-слесарей-дворников и т.д.? Прежде всего не стоящих в духовном, нравственном отношении - культурном! А знания, "цивилизованность" - дело наживное...

Эдуард Петренко 19.01.14 20:54
Сэде Вермишевой.
Да. власть сегодня стала умнее. Однако и финансовыми рычагами можно "удушить" человека, если жизнь поставлена в зависимость от "толстого кошелька". Крови вроде бы меньше, а смертоносного духа - хоть отбавляй...
Эмма Меньшикова 19.01.14 20:43
Рассылают не только списки, но и самих писателей из этих списков по городам и весям страны. У нас в Липецке который год в библиотеках организуются встречи с московскими поэтами и прозаиками не только определенной национальности, но и творческой направленности. При этом встречи в рамках приобщения к чтению молодых по сути и по прямым конкретным декларациям визитеров становятся мероприятиями по отвращению молодых от чтения. И ничего, мол, в этом страшного нет, Потому что читать даже вредно, нужно работать на совесть. И страна у нас развалилась, оказывается, потому что много читали... Но об этом я еще напишу в Писательском дневнике. Спасибо, Николай Иванович, за правду.
Сэда Вермишева 19.01.14 19:47
Людмиле Владимировой.
НО ведь и Нина пишет, что русские классики старались поднять простого человека до своих духовных высот. А крепостное право их держало в маньках. ваньках, таньках и т. д А . Какие всходы дало крестьянство в советские годы! уважением С. Вермишева....
Владимир Подлузский 19.01.14 19:31
Если бы писатели, сгруппировавшиеся вокруг "РП", ничего собой не представляли, нас бы давно ввели в те проклятые списки. А так можем гордиться - представляем!
Людмила Владимирова 19.01.14 19:11

Убедительно, Сэда Константиновна, очень убедительно!
Но и с Ниной нельзя не согласиться! А, главное, с Ф.И. Тютчевым! Все-таки он один из немногих и политиков, бесконечно любящих Россию, и - великих Русских поэтов! К тому же, и сам, и А.Ф. Тютчева (Аксакова) пытались воспитывать самодержцев. В чем-то - небезуспешно: вспомним воспитанника Анны Федоровны - Александра Третьего.

И я не случайно вспомнила о крещении огнем...
Не случайно, возможно, и рождение статьи Николая Ивановича накануне Крещения... Есть о чем думать, и к чему готовить себя.
Михаил 19.01.14 18:49
Хотел бы я с Сэдой Вермишевой не согласиться. Но она права.
И в одном из своих блогов Дорошенко тоже пишет:
"Но от того факта, что Романовы не избежали соблазна придать Церкви роль социального анестезиолога, никуда не денешься. По крайней мере, мне приходилось читать не общие рассуждения, а документы, свидетельствующие о том, как управляющий церковной жизнью Священный синод грозился купировать Священное писание, если православные пастыри по Священному писанию будут "проповедовать социализм".
Сэда Вермишева 19.01.14 18:33
Людмиле Владимировой.
НЕт, я имею ввиду именно классическую, дворянскую русскую литературу,
Пушкина, Лермонтова,Блока, Гоголя, Достоевского, Щедрина....За что же тогда их царская власть ссылала на Кавказ под чеченские пули, гнала на каторгу, вынуждала на дуэли? Против они были крепостничеситва и ,жестогого угнетения крестьянства, и прочего и прочего - ГОголь и Щедрин все назвали своими именами. И это не была их фантазия, а реальность, против которой они поднимали свой голос. В Царской России практически не было политической жизни.Была литература, которая ее заменяла, формировала идеологию, мировоззрение и мировосприятие.И с ней царская власть рассправлялась безжалостно.. Вместо того, чтобы откорректировать свой режим.Как и Советская власть. Гоняла на Колыму,, в Соловки и расстреливало, вместо того, чтобы прислушаться, и выделить рациональное ядро. А плевелы отсеять. И те и другие доигрались.НИкакой гибкости.ЛИшь кнуты да плетки...А теперь власть умная. Через финансовые рычаги управляет более эффективно, чем царская и советская через цензуру и репрессии. С уважением Сэда Вермишева
Нина 19.01.14 18:15
Виктор Ерофеев: "Мы всё время мечемся, вместо того чтобы признать, что человек совсем не тот идеал, который был возвышен в русской литературе. Это идеализирование человека у нас продолжалось вплоть до перестройки. И когда в 90-х вдруг вместо ангелов из всех щелей полезли бандиты и проститутки, наконец наступило прозрение, что русская литература сильно нас подвела. Французская литература в этом смысле более реалистична, она человека так не поднимает" .
Вывод совершенно ясен: Ерофеев НЕ ЧИТАЛ русской литературы, он, очевидно, с детства являлся поклонником сугубо французской литературы. Да в том-то и величие русских классиков, что они стремились поднять читателя на собственную высоту, открыть ему небо, а не помойку. И мы понимали это и принимали.
А воры и проходимцы, которые вылезли в перестройку, это как раз те особи, которые в отличие от Ерофеева не читали и французской литературы, не только русской. Но как раз это быдло и оказалось в главных героях нашего времени, поддерживаемое правительственными Законами. Если с этим мириться, наш народ будет задушен.
Людмила Владимирова 19.01.14 17:14

Дорогой Николай Иванович!

Примите глубокую благодарность, низкий поклон за Ваши, исполненные тревоги, боли, скорби строки! Истинного писательского таланта: чего стоит только упоминание «лопат и грабель», «редких умельцев, которые за копейку в условиях нашего дикого рынка через себя тысячи раз переступили, которые тысячи раз человека в себе удавили»!

Строки ваши и свидетельство незаурядного мужества, силы! М.б., – силы Отчаяния? Не без того, но, главное, – унижаемой, оскорбляемой ежечасно Любви! К родной, страждущей Земле своей, народу, литературе! И, несмотря ни на что, – Веры, Надежды! Доверия к товарищам своим!
Да не будете обмануты в своих чувствах!

Поздравляю Вас, Елену Игоревну, всех-всех с Крещением Господним, Богоявлением!
Но, празднуя «водохрещення» (укр.), не забудем о крещении Духом Святым, и – огнём...

Два слова Сэде Константиновне: Вы пишите: «Образовалось диссидентство, которое сработало на уничтожение Советского строя, как классическая, в свое время, сработала на уничтожение царской России».
Если с первой частью согласна полностью, то со второй не соглашусь. Возможно, Вы имели ввиду не КЛАССИЧЕСКУЮ, а неоднозначную литературу «Серебряного века»?
 Имя: 

Комментарий:



 Введите только то,
что написано строчными (маленькими) буквами:
 НУтриЯ