Михаил 30.01.14 21:17
Эмма, я с удовольствием читаю ваши дневники. Но что если на цифру вы иногда будете записывать какие-то песни или интересные рассказы от уцелевших остатков нашего народа. Ведь аудио можно на сайте выставлять вместе с фото в виде иллюстрации.
Даже читать речь бабы Миланьи читаю я с восторгом. А если бы еще и услышать?!
Эмма Меньшикова 30.01.14 20:31
А я только что вернулась из очередной поездки - на этот раз в добровское село Лебяжье. И живы там, живы еще свои Агриппины и Миланьи. Прочитала Гомеров Николая Ивановича - и вот они передо мной, мои нонешние старушки - Екатерина Михайловна, Екатерина Алексеевна, Мария Петровна, Мария Алексеевна. Какой образный певучий язык, живые воспоминания. Вся история страны прошлого века - в их судьбах. Ну вот, опять она про своих старушек, подумает кто-то. Но за каждой - поколения предков, отчая Русь, труды и любовь, продолжение рода вплоть до правнуков, песни деревенские, ремесла исконные. Одна дивно вышивает - подарила мне изумительный рушник на иконку, другая вяжет и мастерит куклы, третья плетет лапти и наяривает на баяне, четвертая "писания складывает" - стихи пишет (!), да всё про жизню нашу тяжкую, про всё близкое, наше, народное. Читали, пели, шутили. Одна, кстати, украинка, и такая мудрая бабулька...
Не собиралась писать про них - а почитала Николая Ивановича, и думаю: надо писать. Пусть остаются они для наших детей, как останутся теперь все дорошенковские деды и родители в русской литературе, а значит, и в будущей жизни, чтобы знали они там: прошлое совсем близко...
Екатерина Козырева 29.01.14 23:13
Кто родился и жил в деревне, у того есть своя Щербина, своя родова. Может быть осталась она в нашем поколении, для того, чтобы передать нашим детям и внукам родство всех людей на крестьянской Руси, всю полноту и красоту человеческих отношений. Так запоминаются прадедушка и прабабушка в непреложной их любви и уважении к общинной их заботе и заботе к друг другу. Невольно навертываются слёзы на глаза, когда подумаешь об утраченной этой Благодати.Вспомнишь и свою былинную щербинку, и своих Мотрёнушек и Миланий. Деревенских крестьян и духовных подвижников, живущих общинно. Это и есть живая история Отечества.
Спаси, Господи. нашу Русь! Низкий поклон, Николай Иванович!
Татьяна Ефремова 29.01.14 22:34
Поразительна арифметика: от прадеда до правнука за 200 лет! Я знаю семьи, где деды нянчат правнуков.
Хотя и всего лишь, в среднем, 40 поколений за тысячу лет - это тоже впечатляет. В биологическом смысле может у такого числа поколений сохраняться "щербинка в ухе". И человеческой "породе" как основе для определенного духовного типа в 40-ка поколениях мало что может поменяться. Но тут нужно одно условие: наличие от поколений к поколениям таких народных поэтов (рапсодов!), как баба Миланья. Или таких профессиональных поэтов, как Пушкин, Некрасов, Рубцов.
Всего лишь за четверть века изоляции русского народа от русской поэзии и такой, как у Дорошенко, русской прозы дали поколение не только с иным духовным строем, но и внешне другое. Девушки все чаще похожи на узкобедрых мальчиков, юноши похожи на девушек, даже по характеру. Это я говорю как учительница с 50-летним стажем.
Хотелось бы услышать мнение ученого-биолога на сей счет.
А автору спасибо не только за высокий талант и за родное слово, а и за то, в своих воспоминаниях "Мои Гомеры" и "Богословие в моем детстве" он открывает в прошлой народной жизни то, что до сих пор оставалось незамеченным.
Нина 29.01.14 19:00
"История будет оставаться для будущей нашей жизни наукой не только полезной, а и родной, если мы окончательно не утратим возможности и повода пощупать её даже свом пальцем..." Прислушались бы к этим словам составители учебников по русской истории! Галопом скачут в школах и вузах по Европам, Азиям и родной стране. И ничего от русской истории не остается в памяти, потому что живую историю, ее нерв заколачивают в даты, в скелеты фактов, полагая, что именно так и нужно.
Сэда Вермишева 29.01.14 17:48
Органическое сочетание достоверности с поэтичностью - своеобразие прозы Н. И. Дорошенко
Анна Козырева 29.01.14 15:00
Живое слово как вода родниковая. Вот уже второй месяц в деревне, где давно ни "Гомеров", ни плакальщиц (это из прошлой записи в блоге) - одни... даже произносить не хочется. Если деревня еще и домами-строения существуют, то духа прежнего, например, как муж покойный вспоминал, приезжая с Урала к бабушке, всегда поражался колоритному языку и красивым голосам, доносившимся с покосного луга, богатого травами, из-за речки. Веками нетронутый луг колхоз перепахал, посадили коноплю и скоро вообще забросили. Сейчас там одни самые разнообразные колючки, а уж песен давно не слыхать. Все сидят у ящика с тарелкой Триколор. Знают даже писателей Татьяну Толстую и Дарью Донцову, а уж про бурную жизнь мадам Пугачевой - само собой! Грустно... но несмертельно: раз есть тот же Николай Иванович со своей памятью и родниковым словом.
Юрий Асмолов 29.01.14 14:42
Николай Иванович! Читал, и не покидало ощущение, что и я где-то рядом с тобой - на печке. Читал - и видел наших ушедших земляков, богатых памятью и любовью к родимым краям. Даже дым крепкого табака почувствовал... Но вот - все разошлись, а я всё думаю: "Как бы хорошо было, если б эти замечательные мужики и бабы и завтра заглянули бы к нам, в нашу хату - "на огонёк": они бы говорили, а я слушал бы и слушал".
Игорь Тюленев 29.01.14 13:46
"Смотрите, как мы жили - пригодится!".
Процитировал себя - прочитав тебя, Николай,
с думкой о молодёжи нынешней...
Олег Кореновский 29.01.14 09:56
Замечательно. Живой язык. Читать одно удовольствие.
Григорий Блехман 29.01.14 00:54
Увидеть, услышать и передать устно и письменно Николай Дорошенко умел всегда.
И это изначально отметили не только читатели, но и профессионалы.
Время от времени, когда накапливалось,он писал, если время позволяло.
Именно, когда накапливалось.
И тогда содержание вливалось в какую-то верную форму, которая призвана была служить именно этому содержанию.
Тут нужен особый изобразительный слух, которым от природы наделён этот писатель с душой поэта.
Потому он и всегда узнаваем, о чём мечтает каждый пишущий.

Так и на этот раз.
Нисколько не удивлён.
А только рад в очередной раз поздравить своего товарища. Поблагодарить его за искусство Слова.
И пожелать неисчерпаемости в желании писать, поскольку всегда этого жду и Николай Иванович об этом знает.
Светлана Демченко 28.01.14 22:49
Николай Иванович!
Большое спасибо за Ваши "великие духовные Предметы - Откровение, Истину, Добро, Красоту..." ( И.Ильин) Они у Вас преподнесены с особой сыновней любовью и художественным тактом. А замечательная метафора "Гомеров" настолько мудра и глубока, что позволяет судить об этой работе как современной талантливой данности.
"Если б был я тогда в своем нынешнем возрасте, то понимал бы, почему мне за мать с её "лопающимся сердцем" не страшно, почему и всем за неё не страшно было. Само время высушивало, как соломину, до сухого звона всё то страшное, что было давно или недавно, а такие наши Гомеры, как баба Миланья, сплетали из сухого остатка уже лишь то, в чем ничего иного не оставалось, кроме как красоты человеческого образа и жизни".
Виктор Герасин 28.01.14 20:48
Опять скажу - ХУДОЖНИК!!! Наши "деревенщики" во главе с Ф.А Абрамовым и В.С. Беловым позавидовали бы белой завистью такому очерку. Хорошо, мастерски слеплено, ни единого неверного движения скальпелем, ни единого лишнего мазка. Выпукло, зримо, тепло. и не скучно-утомительно. Все в меру, все в пору.
Вводная часть очерка - статистика. Меня опередил. Раздумывал, считал, что со времен великой смуты 1610-13 годов до нынешней смуты минуло 400 лет. Если через четверть века (по Дорошенко) обмениваются поколения, то в этих 400 годах уложилось 16 поколений русского нашего люда. Вот уж " майданы" так "майданы" были от и до. И войны. Каждому поколению досталось по одной, по две войны. Поэтому, когда сегодня бьют амбиции - ах, "Майдан", ах "Майдан", то мне делается тоскливо, и я начинаю ёрничать: а когда Россия с ее окраинами-украинами жила без майданов. При Сталине? Да. Тогда закрываем наглухо окна и двери и разбираемся сначала внутри - кто свой, а кто чужой, а потом уже начинаем высовываться наружу, выискивать своих и чужих. Это тоже путь. Но путь тяжкий, путь, когда (как дорошенковские герои) будешь жить огородом: чесночком, лучком, картошечкой, а все остальное в налоги уйдет. Не хотим этого? Тогда "майданы" и надолго.
Так что "сельским политиканам" следовало осторожно майданить на сайтах, быть с хитрецой, как дорошенковские мужики. Они же, мужики эти, тоже сельские политиканы, тоже майданят, но смотрите как осторожно, как уважительно к каждому слову.
Ей Бгу не лукавлю, Н.И., прекрасный очерк. Сугубо руссий. Зримый и теплый.
Алла Линёва 28.01.14 19:33
Живое и родное... Всплакнулось и мне с Миланьей и Мотрёнушкой!.. И опять своё на уме: мой дед Тихон приходил с войны на побывку, ушёл же и не вернулся больше... А от побывочки-то той единственной через девять месяцев появилась у бабушки дочка Манечка, мама моя.
Владимир Подлузский 28.01.14 19:17
До этой новеллы я лишь у Гоголя и Шолохова читал непридуманные, а самые что ни на есть реальные сцены из народной жизни. Люд тут настоящий, непричёсанный, а оттого ещё больше счастливый в своём неторопливом общественном бытии.Каждое слово героев, кажется, вылетевшее само собой, на самом деле тщательно взвешенное, качается от своей весомости золотым кулончикам на серебряной цепочке повествования.
 Имя: 

Комментарий:



 Введите только то,
что написано строчными (маленькими) буквами:
 НУтриЯ