Страница: 1 2 Все |
Елена Косилова | 22.03.14 16:26 |
Игорю Смирнову
Не могу все же не согласиться с Эдуардом Петренко. В современном мире с развитыми технологиями, медициной и биологией, мы обладаем тем бесценным правом выбора, во что верить, которого были лишены те самые христиане, которые шли на гибель, имея лишь убеждения, вбитые в голову красноречивым священником. Знали ли они на самом деле, за что погибали? Атеист сейчас - это не Иуда и спекулянт, это человек, обладающий достаточным запасом знаний об устройстве мира и имеющий право выбирать, по каким законам ему жить. И большая часть из нас - атеистов или истинно верующих - инстинктивно выбирает путь, на котором мы стараемся не взять чужого, не погубить чью-то жизнь, заботиться о ближнем. Разве нет? Что, собственно, и является основными заповедями любой религии. А спекулянтов, лжецов и душепродавцев можно найти и среди глубоко верующих людей, и среди атеистов. "Писатели должны знать цену слову" - фраза из прочитанной статьи. Не могу не согласиться. А кем это слово сказано, атеистом или христианином, по-моему, совершенно не важно, если слово это дошло до умов и зародило правильное семя в душе. |
Эдуард | 21.02.14 11:09 |
Игорю Смирнову
А разве христиане с именем Бога не шли в испепелительные крестовые походы, не сжигали на кострах своих идейных врагов? Да и при развале СССР хватало православных, которые ненавидели советскую. власть и в душе ратовали за её уничтожение. И борюсь я не с Андреем Тимофеевым, а с теми ложными, духовными ценностями, которые были навязаны человечеству во имя вселенского царствования " яко на набеси, и на земли"... События на Украине - лишь маленький фрагмент этой необузданной борьбы за власть... |
Игорь Смирнов | 21.02.14 02:55 |
Эдуарду Петренко
Согласен с вами. Но только ответьте мне на вопрос, почему христиане спокойно шли на арену Риму погибать в пасти львов, а атеисты не просто сдали СССР, а как и, как Горбачев, Ельцин, комсомольский вожак Ходорковский много со своего предательства поимели. Эдуард, лодка уже тонет, никто вам не мешает её спасать как атеисту, а вы боретесь с Богом. Не Тимофеев ваш враг. |
Эдуард Петренко | 20.02.14 18:39 |
Андрею Тимофееву
Вашу витиеватую мысль из Антония Сурожского можно выразить гораздо проще. Художник - это человек, наделенный определенным талантом, воспринимающий и показывающий мир через художественное, образное мышление. А его мировоззрение может быть или атеистическим, или религиозным. И такое разделение сложилось исторически, и уже существует более двух тысяч лет. Поэтому православный писатель покажет тот же "грех" через "божественное провидение" и мистические ощущения, а писатель-атеист о том же человеческом пороке расскажет с научной точки зрения, используя знания по физиологии и психологии. Вот и весь "секрет" особенностей литературы православной и светской... |
Людмила Владимирова | 19.02.14 19:03 |
Не стоит ли освежить в памяти строки Михаила Афанасьевича? – «Положение таково: старая ненавидит живую и автокефальную, живая – старую и автокефальную, автокефальная – старую и живую. Чем кончится полезная деятельность все трех церквей, сердца служителей которых питаются злобой, могу сказать с полнейшей уверенностью: массовым отпадением верующих от всех трех церквей и ввержением их в пучину самого голого атеизма. И повинны будут в этом не кто иные, как сами попы, дискредитировавшие в лоск не только самих себя, но самую идею веры. <…> В результате в головах киевских евбазных старушек произошло полное затмение. Представители старой церкви открыли богословские курсы; кадрами слушателей явились эти самые старушки (ведь это же нужно додуматься!). Смысл лекций прост – виноват во всей тройной кутерьме – сатана. Мысль безобидная, на курсы смотрят сквозь пальцы, как на учреждение, которое может причинить вред лишь его участникам. Первую неприятность из-за этих курсов получил лично я. Добрая старушка, знающая меня с детства, наслушавшись моих разговоров о церквах, пришла в ужас, принесла мне толстую книгу, содержащую в себе истолкование ветхозаветных пророчеств, с наказом непременно ее прочитать. – Прочти, – сказала она, – и ты увидишь, что антихрист придет в 1932 году. Царство его уже наступило. Книгу я прочел, и терпение мое лопнуло. Тряхнув кой-каким багажом, я доказал старушке, что, во-первых, антихрист в 1932 году не придет, а во-вторых, что книгу писал несомненный и грязно невежественный шарлатан. После этого старушка отправилась к лектору курсов, изложила всю историю и слезно просила наставить меня на путь истины. Лектор прочитал лекцию, посвященную уже специально мне, из которой вывел, как дважды два четыре, что я не кто иной как один из служителей и предтеч антихриста, осрамив меня перед всеми моими киевскими знакомыми. После этого я дал себе клятву в богословские дела не вмешиваться, какие б они ни были – старые, живые или же автокефальные» (М. Булгаков, Киев-город). |
Анастасия | 19.02.14 17:57 |
Михаилу Цыгельнику
Я с вами согласна во всем, кроме одного. Вы должны просто понять, что эти герасины тут уже давно дурака валяют. Только ради того, чтобы вы на них обратили внимание и стали искать их писанину в Интернете. Я находила Герасина на "Прозе.ру". Серятина такая же, как и 99 процентов того, что там выставляется. Вот вы и не помогайте Герасину устраивать гвалт вокруг его имени. |
Михаил Цигельник | 19.02.14 17:41 |
Извиняюсь только за тракториста.
А герасинские слова про то, что "ХУДОЖНИК - он исполняет поручение Господа Бога, он словом своим одухотворенным соединяет, устанавливает связь между Господом Богом и детьми его" - это пошлятина, рассчитанная на девочек из ПТУ. И еще это использование имени Бога как парика для прикрытия лысины или прыща на лысине. И не надо меня убеждать в том, что я всего лишь читатель, если вы, профессионалы, сами не стыдитесь за свою пошлость перед писателями, ради которых я захожу на сайт. Мои писатели побоятся сказать о себе, что "устанавливает связь между Господом Богом и детьми его", хотя вместе с ними я ближе к Богу, чем с вами, страха перед Богом не зающими. От таких, как вы, якобы православныж, я всю ночь храм наш даже и кулаками защищал, когда они его попытались отобрать в свой раскол. И перед ними не извинялся. |
Светлана Демченко | 19.02.14 16:26 |
М.Цыгельнику.
Поскольку вы не писатель, а читатель с необоснованной претензией на профессиональный разговор, не считаю нужным вести его с вами. А вот извиниться перед достойным Человеком, несомненно талантливым русским писателем, вам бы надлежало. Если, конечно, вы на это способны. |
Иван | 19.02.14 15:05 |
Г-н Цыгельник, а чем тракторист вам не угодил? Помните: "А этот хлеб, что жрёте вы..."? Герасин в защите не нуждается, не всё в его комментариях и мне нравится, но он - замечательный русский писатель, и уж точно ничего на Украине не раскалывал. Может, он и майдан организовал? Это вам бы спесь свою попридержать |
Григорий Блехман | 19.02.14 13:38 |
Должен ещё сказатть, что тема, которую поднимает с этой статье Николай Дорошенко, должа быть ПОСТОЯННОЙ ВНУТРЕННЕЙ темой Художника, поскольку ведь:
"Нам не дано предугадать, Как слово наше отзовётся...". Отсюда и ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, которую Художник должен ПОСТОЯННО ОЩУЩАТЬ. |
Михаил Цыгельник | 19.02.14 13:34 |
Я читатель из города Сумы. Хотя родился и вырос в Белгородской области. На сайт "Российский писатель" меня привело то, что только здесь можно встретить лучшую современную русскую поэзию в таком концентрированном виде. И еще стараюсь не пропускать статьи Ягодинцевой, а теперь и Лютого, согревает меня доброе и мудрое слово Меньшиковой и многих-многих других. Самого редактора сайта тоже читаю с большой для себя пользой. А вы, Герасин, как писатель меня совершенно не интересуете. На вас я обратил внимание только как на явление. Именно такие, как вы, совки в самом дурном смысле этого слова, ради своих надутых щек раскололи Русскую Православную Церковь в Украине. А в России вы лично, переключившись в своих произведениях с трактористов на святых, представляете собою угрозу омирщвления Церкви.
Я призываюсь вас опомниться. Мне, читателю, еще никогда не приходилось вразумлять "писателей". Потому в кавычки беру это слово. Ибо я никогда не стану вразумлять Зиновьева, даже если в чем-то вдруг буду не согласен с ним. Быть не согласным с самим Зиновьевым, это значит дать повод для работы собственным вечно ржавеющим мозгам. И Семичев стал интересен мне не только как поэт, а и как личность, когда в комментариях его куда-то вдруг не туда "повело". Потому что это самого Семичева повело, единственного, а не тех, кого тьмы и тьмы. А вы, товарищ Герасин, думаете, что только назвавшись "писателем", вы станете с настоящими писателями в один ряд и нас, читателей повергнете в состояние трепета. Нет, мы трепещем перед писателем только тогда, когда его талант и ум нас повергает в трепет. Вам предложена ответственная тема для размышления. А для вас это только повод рассказать о себе. Была бы другая тема, вы бы меня насмешили. А тут даже и возмутили. Возмутили как опасное явление, а не как личность. |
Григорий Блехман | 19.02.14 13:18 |
Очень важные слова Антония Сурожского привёл Андрей Тимофеев.
Для Художника они - базовые. И, видимо, Художник ты или что-то другое, проверяется именно тем, следуешь ли СПОНТАННО (по велению души) тому философскому воззрению Антония Сурожского, которое привёл Андрей Тимофеев. |
Виктор Герасин | 19.02.14 11:41 |
Я сказал то, что сказал. Меня можно не принимать, оспорить, и я только рад и благодарен буду этому. Я ни разу не скрылся за ником, как вы, Михаил. И знаю, кто из-за угла пытается швырнуть в меня ошметки грязи. Успокойтесь и пожалейте себя, ошметки грязи до меня не долетают, а шлепаются на вас же, ДОРОГАЯ МИХАИЛ.
У нас сонмо святых, цитировать их можно непрестанно, а вы сами, сами думайте и говорите. Учитксь думать и говорить. |
Михаил | 19.02.14 11:25 |
"И ссылаться на священнослужителей в этих вопросах не следовало бы, больше к нашим классикам надо обращаться".
Писать о русских святых и "ссылаться" на русских классиков, а не на духовный опыт Церкви - вот в этом и заключается ваша гордыня, господа писатели. Это для девочек-читательниц вы мэтры. А перед Богом вы ответите еще и за девочек, которым заморочили головы своим самовеличием. Почему-то когда пишете детектив, то консультируетесь со следователями и прокурорами, а когда пишете о святых, то вам кажется, что хватит вам собственного ума. Вы можете сколько угодно надувать щеки, когда утверждаете: "Как не называй его, а ХУДОЖНИК - он исполняет поручение Господа Бога, он словом своим одухотворенным соединяет, устанавливает связь между Господом Богом и детьми его." Для меня это ваше самомнение - карикатурно. Поклонение только своему писательскому перу - это обыкновенное язычество. "Мир человека надо непрестанно проветривать, иначе в нем можно задохнуться".- ссылается Ефимовская даже на архиепископа Иоанна (Шаховского). Но сомневаюсь я, что архиепископ под свежим воздухом подразумевал ваше писательское язычество. Кстати, марких де Сад тоже был художником. И Владимир Сорокин вместе с Виктором Ерофеевым тоже художники, которые переведены на все языки мира. С чем я вас и поздравляю, господа САМОВЛЮБЛЕННЫЕ художнички! |
Андрей Тимофеев | 19.02.14 10:57 |
Полностью с Вами согласен, Николай Иванович!
В добавление позволю себе только привести слова митр.Антония Сурожского на эту тему: "С точки зрения Бога можно видеть сияние благодати – и ужас греха. С точки зрения художника можно видеть то и другое, но художник НЕ МОЖЕТ ДЕЛАТЬ ЭТОГО РАЗЛИЧЕНИЯ, потому что это не его роль, – иначе он будет говорить о грехе там, где надо говорить об ужасе, или о святости там, где надо говорить о красоте. Это два различных призвания, которые, как все в жизни, под руководством благодати могут быть благодатными; а иначе могут быть иными". |
Виктор Герасин | 19.02.14 06:40 |
Самое продуктивное - начать с себя
Долгие годы я был русским писателем. Но вот проникся темой наших русских святых, их роли в духовном окормлении ( управлении, направлении) паствы, их духовности, их стремление к укреплению Православия, их устремления в созидательную деятельность - строительство монастырей, храмов, призрения немощных, сирот,образовании и просвещении людей (народа). Деятельность русских святых была всеобъемлющей. Бог сподобил меня об этом писать, и я сделал попытку в художественной форме (повесть) показать св. Амвросия Оптинского, св. Питирима Тамбовского Рассматриваю их с тех позиций, которые обозначил выше: наряду с несомненной духовной святостью они оба были строителями, созидателями - св. Амвросий построил Шамординскую обитель, св. Питирим несколько храмов, монастырей. Интересна на этот предмет деятельность Феофана Затворника Вышенского, который всего-то три года возглавлял Тамбовсую епархию, но поднял высоко народное образование, создавая церковно-приходские школы, готовя для этих школ учителей. К тому все это говорю, что был я русским писателем, а коснулся безграничной темы православия - стал православным писателем. Это же не так. Можно быть православным священником, а православным писателем - это весьма сомнительно. В то же время все мы или большинство из нас рождены были от православных родителей, крещены в православии, вырастали под приглядом православных людей. Да, пока мы не поменяли веры, не стали выкрестами - мы православные. Короче говоря, я против того, чтобы русского писателя, коснувшегося темы православия, называть православным писателем. Просто - русский писатель. Как не следовало бы вводить понятия писатели - деревенщики и делать этим названием как бы писателей второго сорта. Одно повторял и повторяю, смотреть надо - ХУДОЖНИК или не ХУДОЖНИК. И ссылаться на священнослужителей в этих вопросах не следовало бы, больше к нашим классикам надо обращаться. Как не называй его, а ХУДОЖНИК - он исполняет поручение Господа Бога, он словом своим одухотворенным соединяет, устанавливает связь между Господом Богом и детьми его. |
Татьяна Ефремова | 19.02.14 01:57 |
Валентина, конечно же надо пробовать, если душа расположена, но ведь "под присмотром"! |
Татьяна Ефремова | 19.02.14 01:43 |
Если мы говорим "православный человек", то почему бы не сказать "православный писатель".
Но как я понимаю, статья эта написана в продолжение полемики, возникшей на одной из публикаций сайта. И я согласна с Ильей в том, что "все, что касается веры и выходит за пределы художественного мышления, должно подвергаться церковной цензуре". Даже Лев Толстой, попробовавший в своих религиозных размышлениях выйти "за пределы художественного мышления" оказался за пределами Русской Православной Церкви со многими своими последователями. В статье речь идет о том, что писатель волен быть свободным, пока он писатель. А за пределами своего творческого призвания он должен, как всякий, кто приходит помочь, например, восстановить храм или монастырь, свое трудовое послушание выполнять под руководством батюшки или настоятеля. Да, и в писателе может быть миссионерский, проповеднический дар. И этот дар бесценен. И у Толстого этот дар был. Но гордыне ему не позволила употребить этот дар не вопреки Церкви, а под её руководством. Меня всегда восхищало стихотворение Пушкина "Поэту": Поэт! не дорожи любовию народной. Восторженных похвал пройдет минутный шум; Услышишь суд глупца и смех толпы холодной, Но ты останься тверд, спокоен и угрюм. Ты царь: живи один. Дорогою свободной Иди, куда влечет тебя свободный ум, Усовершенствуя плоды любимых дум, Не требуя наград за подвиг благородный. Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд; Всех строже оценить умеешь ты свой труд. Ты им доволен ли, взыскательный художник? Доволен? Так пускай толпа его бранит И плюет на алтарь, где твой огонь горит, И в детской резвости колеблет твой треножник. Но может ли такие стихи написать православный миссионер, просветитель: У меня нет сомнения в правоте Николая Дорошенко. |
Валентина Ефимовская | 19.02.14 00:58 |
“Высшая поэзия – моленье, высшее моление – молчанье”, сказал иеромонах Роман. Этот высший уровень духовного творчества, доступен единицам. Если светский писатель убоится тернистого пути к означенной иеромонахом-поэтом творческой вершине и перестанет писать, то для литературы это может стать убытком. Светская литература имеет свое немаловажное воспитательное и просветительное значение, может помочь человеку войти в храм, прийти к Богу. В подобных размышлениях нам писателям должна быть ближе мысль архиепископа Иоанна (Шаховского), который назвал поэзию – “помощницей молитвы”: “Проза говорит о бытии. Поэзия есть это бытие, открывающееся человеку. Когда человек скитается вдали от истины, мир становится для него запыленным и пылеобразным. Мир человека надо непрестанно проветривать, иначе в нем можно задохнуться. В нем задыхаются люди. Доставлять чистый воздух горнего мира человеку дано молитве. И молитва поручает поэзии быть ее помощницей”. Это обнадеживающая задача не так проста, как кажется. Хотя я вспоминаю слова известного петербургского ученого богослова и физика, протоиерея Кирилла Копейкина, который после поэтического вечера выразил недоумение, почему современные поэты не пишут православных стихотворных молитв. На мое возражение, что, мол, не по рангу, он посоветовал попробовать, естественно, с благословением, а лучше под присмотром духовника. Если есть стремление писателя к христианским истинам, к творчеству, в основе которого может быть положено осмысление основ православного бытия, то не важно, как он себя назовет, пусть будет “православным писателем”: “по имени пусть будет житие, /а житем да озарится имя”. |
Андрей Попов | 18.02.14 23:31 |
Есть литература к Богу и от Бога. Наверно, все это не так линейно, но все-таки душевно-духовные движения писателя можно определить. Если "православный" оспользовать как синоним "русский", то можно так и писателя назвать. И литературу. Но очень часто определение "православный" к писателю используют как желание получше о его творчестве или защитить от критических замечаний. Мол, написано не очень талантливо, зато писатель (поэт) православный. : Мне не очень нравится, когда говорят «православный поэт» или «православный писатель». Что это значит? Поэт, он и есть поэт. Поскольку он православный, то для него естественно писать на близкие ему духовные темы. Хорошо, что он касается этих тем, что ему есть о чём писать. Но писатель интересен, прежде всего, эмоцией, а в творчестве православных авторов она не всегда заметна. И если появляется, то, чаще, в виде рефлексии: такой литератор, пытаясь подойти к своим страстям с духовной точки зрения, больше осмысляет их, чем переживает, и в меру своей воцерковлённости описывает борьбу со спонтанным чувством. Сегодня, к сожалению, словосочетание «православный писатель» стало каким-то особым брендом, в большей степени для того, чтобы привлечь к себе внимание со стороны православного общества. Но ты пиши хорошо, а насколько ты православен, люди сами разберутся. Ведь некоторые авторы, позиционирующие себя православными, на самом деле очень далеки от этого. |
Анна Козырева | 18.02.14 23:27 |
Всё верно, но от реалий уже никуда. Такие понятия как "православная проза", "прав. поэзия", равно как и "православный писатель" укрепилось в общественном сознании и живет полной жизнью. С этим можно не соглашаться. Мне, например, тоже "православная литература" ближе, роднее и понятнее в простом и точном определении "русская". И возникло это понятие не на пустом месте. Была городская с плеядой сорокалетних, были "деревенщики", "лейтенантская проза" военных. По этому же принципу и назвали "православная". И в этом вопросе важнее самому писателю определиться, главное - в душе, что бы не навредить, и прежде всего самому себе. Отвечать придется за каждый вздох-выдох, а уж то, "как наше слово отзовётся" - тем более по полной.. |
Илья | 18.02.14 22:35 |
Все правильно, хотя и слишком обобщенно.
А более конкретно мысль Дорошенко, более похожую на формулу, я выражу так: все, что касается веры и выходит за пределы художественного мышления, должно подвергаться церковной цензуре. |
Екатерина Козырева | 18.02.14 21:32 |
Один верит в Бога, другой верит, что Бога нет.Можно ли творчество обоих признать божественным? Пристроиться неверующим писателям к православию можно, однако это бесплодное занятие ничего им не даст. Ну разве что тридцать серебреников для будущих предательств. Вот выбрали мы не так давно имя России - Александр Невский. А на открытии Олимпийского "праздника" страны и не вспомнили о нём. Теперь предлагают выбирать имя Победы. Недавно на телевидении Мединскому задали вопрос:"Кого из современных писателей-историков вы можете назвать?" Он назвал... Акунина, потом они с ведущей вспомнили Радзинского. Может хорошо, что многие теперь не смотрят телевизор, а сидят в интернте? Но и там, поди-ка разберись! Православный художник или не православный. Ведь многие даже и в мыслях перед Богом-то не предстояли. Нападки на православие, равно как и форсирование его в современное искусство вредны нашему обществу. Истинная вера, любовь к родным корням и чувство меры помогут каждому определиться, "куда ж нам плыть". |
Людмила Владимирова | 18.02.14 19:32 |
Признаюсь: ждала таких заметок, Николай Иванович, надеялась, верила: напишутся! Спасибо, не обманулась. Храни Вас Бог! О Пушкине и его «Пророке», если позволите, попозже. Но, несомненно: «вознаграждение за великий подвиг "духовной жажды"»! И – за те муки и страдания, кои претерпел! Не только после дантесовой пули, о, нет! Невидимые незнающему его, сокрытые от большинства. Случайно ли – претворенные им в радость Жизни, Свет, Мудрость? В лукавство, веселую и… едкую – согласно заслуженному! – шутку? Лишь читая – вчитываясь, всматриваясь! – в его рукописи, можно верно ответить. А дано это было особым единицам... После издания «Рабочих тетрадей» – ох, какого неполного! – доступно всем, в чьем городе есть научная библиотека, имеющая эти тома. «Пушкина мы еще и не начинали узнавать», – записал Ф.М. Достоевский в феврале 1877 года. Для многих, увы, это верно и сегодня. И часто это не их вина. Но – беда. А право проповедовать, на мой взгляд, дается СТРАДАНИЕМ. Великим страданием... Да и не каждый, к его чести, пользуется этим правом. |
Светлана Демченко | 18.02.14 18:37 |
Сложный вопрос . Но, по-моему, на него есть ответ. Причём, звучит он из уст протоиерея Николая Агафонова, который не приветствует понятие "православный писатель". "«Я отрицательно отношусь к понятию "православный писатель", - говорит Агафонов. - Есть литература хорошая, есть плохая. Христианская литература - та, в которой действует Промысел Божий». Конечно, то, что сейчас называют «православной литературой» - явление новое, такого в XIX или ранее не могло быть: Православие пронизывало все, и в этом смысле Толстой не менее православный писатель, чем Достоевский. Повышенный интерес к православной литературе (при всей ее, порой, художественной слабости) объясним: «я пришел к вере, мне интересно, как другие пришли?». |
наталья | 18.02.14 17:27 |
Николай Иванович! Вы явно не ищете легких путей. Но навряд ли эта проблема имеет простое рациональное разрешение. |
Михаил | 18.02.14 15:31 |
Слава Богу, наконец-то отделены зерна от плевел! |
Дмитрий Ермаков | 18.02.14 13:58 |
Полностью согласен! |