Страница: 1 2 Все |
Виктор Герасин | 19.02.14 06:40 |
Самое продуктивное - начать с себя
Долгие годы я был русским писателем. Но вот проникся темой наших русских святых, их роли в духовном окормлении ( управлении, направлении) паствы, их духовности, их стремление к укреплению Православия, их устремления в созидательную деятельность - строительство монастырей, храмов, призрения немощных, сирот,образовании и просвещении людей (народа). Деятельность русских святых была всеобъемлющей. Бог сподобил меня об этом писать, и я сделал попытку в художественной форме (повесть) показать св. Амвросия Оптинского, св. Питирима Тамбовского Рассматриваю их с тех позиций, которые обозначил выше: наряду с несомненной духовной святостью они оба были строителями, созидателями - св. Амвросий построил Шамординскую обитель, св. Питирим несколько храмов, монастырей. Интересна на этот предмет деятельность Феофана Затворника Вышенского, который всего-то три года возглавлял Тамбовсую епархию, но поднял высоко народное образование, создавая церковно-приходские школы, готовя для этих школ учителей. К тому все это говорю, что был я русским писателем, а коснулся безграничной темы православия - стал православным писателем. Это же не так. Можно быть православным священником, а православным писателем - это весьма сомнительно. В то же время все мы или большинство из нас рождены были от православных родителей, крещены в православии, вырастали под приглядом православных людей. Да, пока мы не поменяли веры, не стали выкрестами - мы православные. Короче говоря, я против того, чтобы русского писателя, коснувшегося темы православия, называть православным писателем. Просто - русский писатель. Как не следовало бы вводить понятия писатели - деревенщики и делать этим названием как бы писателей второго сорта. Одно повторял и повторяю, смотреть надо - ХУДОЖНИК или не ХУДОЖНИК. И ссылаться на священнослужителей в этих вопросах не следовало бы, больше к нашим классикам надо обращаться. Как не называй его, а ХУДОЖНИК - он исполняет поручение Господа Бога, он словом своим одухотворенным соединяет, устанавливает связь между Господом Богом и детьми его. |
Татьяна Ефремова | 19.02.14 01:57 |
Валентина, конечно же надо пробовать, если душа расположена, но ведь "под присмотром"! |
Татьяна Ефремова | 19.02.14 01:43 |
Если мы говорим "православный человек", то почему бы не сказать "православный писатель".
Но как я понимаю, статья эта написана в продолжение полемики, возникшей на одной из публикаций сайта. И я согласна с Ильей в том, что "все, что касается веры и выходит за пределы художественного мышления, должно подвергаться церковной цензуре". Даже Лев Толстой, попробовавший в своих религиозных размышлениях выйти "за пределы художественного мышления" оказался за пределами Русской Православной Церкви со многими своими последователями. В статье речь идет о том, что писатель волен быть свободным, пока он писатель. А за пределами своего творческого призвания он должен, как всякий, кто приходит помочь, например, восстановить храм или монастырь, свое трудовое послушание выполнять под руководством батюшки или настоятеля. Да, и в писателе может быть миссионерский, проповеднический дар. И этот дар бесценен. И у Толстого этот дар был. Но гордыне ему не позволила употребить этот дар не вопреки Церкви, а под её руководством. Меня всегда восхищало стихотворение Пушкина "Поэту": Поэт! не дорожи любовию народной. Восторженных похвал пройдет минутный шум; Услышишь суд глупца и смех толпы холодной, Но ты останься тверд, спокоен и угрюм. Ты царь: живи один. Дорогою свободной Иди, куда влечет тебя свободный ум, Усовершенствуя плоды любимых дум, Не требуя наград за подвиг благородный. Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд; Всех строже оценить умеешь ты свой труд. Ты им доволен ли, взыскательный художник? Доволен? Так пускай толпа его бранит И плюет на алтарь, где твой огонь горит, И в детской резвости колеблет твой треножник. Но может ли такие стихи написать православный миссионер, просветитель: У меня нет сомнения в правоте Николая Дорошенко. |
Валентина Ефимовская | 19.02.14 00:58 |
“Высшая поэзия – моленье, высшее моление – молчанье”, сказал иеромонах Роман. Этот высший уровень духовного творчества, доступен единицам. Если светский писатель убоится тернистого пути к означенной иеромонахом-поэтом творческой вершине и перестанет писать, то для литературы это может стать убытком. Светская литература имеет свое немаловажное воспитательное и просветительное значение, может помочь человеку войти в храм, прийти к Богу. В подобных размышлениях нам писателям должна быть ближе мысль архиепископа Иоанна (Шаховского), который назвал поэзию – “помощницей молитвы”: “Проза говорит о бытии. Поэзия есть это бытие, открывающееся человеку. Когда человек скитается вдали от истины, мир становится для него запыленным и пылеобразным. Мир человека надо непрестанно проветривать, иначе в нем можно задохнуться. В нем задыхаются люди. Доставлять чистый воздух горнего мира человеку дано молитве. И молитва поручает поэзии быть ее помощницей”. Это обнадеживающая задача не так проста, как кажется. Хотя я вспоминаю слова известного петербургского ученого богослова и физика, протоиерея Кирилла Копейкина, который после поэтического вечера выразил недоумение, почему современные поэты не пишут православных стихотворных молитв. На мое возражение, что, мол, не по рангу, он посоветовал попробовать, естественно, с благословением, а лучше под присмотром духовника. Если есть стремление писателя к христианским истинам, к творчеству, в основе которого может быть положено осмысление основ православного бытия, то не важно, как он себя назовет, пусть будет “православным писателем”: “по имени пусть будет житие, /а житем да озарится имя”. |
Андрей Попов | 18.02.14 23:31 |
Есть литература к Богу и от Бога. Наверно, все это не так линейно, но все-таки душевно-духовные движения писателя можно определить. Если "православный" оспользовать как синоним "русский", то можно так и писателя назвать. И литературу. Но очень часто определение "православный" к писателю используют как желание получше о его творчестве или защитить от критических замечаний. Мол, написано не очень талантливо, зато писатель (поэт) православный. : Мне не очень нравится, когда говорят «православный поэт» или «православный писатель». Что это значит? Поэт, он и есть поэт. Поскольку он православный, то для него естественно писать на близкие ему духовные темы. Хорошо, что он касается этих тем, что ему есть о чём писать. Но писатель интересен, прежде всего, эмоцией, а в творчестве православных авторов она не всегда заметна. И если появляется, то, чаще, в виде рефлексии: такой литератор, пытаясь подойти к своим страстям с духовной точки зрения, больше осмысляет их, чем переживает, и в меру своей воцерковлённости описывает борьбу со спонтанным чувством. Сегодня, к сожалению, словосочетание «православный писатель» стало каким-то особым брендом, в большей степени для того, чтобы привлечь к себе внимание со стороны православного общества. Но ты пиши хорошо, а насколько ты православен, люди сами разберутся. Ведь некоторые авторы, позиционирующие себя православными, на самом деле очень далеки от этого. |
Анна Козырева | 18.02.14 23:27 |
Всё верно, но от реалий уже никуда. Такие понятия как "православная проза", "прав. поэзия", равно как и "православный писатель" укрепилось в общественном сознании и живет полной жизнью. С этим можно не соглашаться. Мне, например, тоже "православная литература" ближе, роднее и понятнее в простом и точном определении "русская". И возникло это понятие не на пустом месте. Была городская с плеядой сорокалетних, были "деревенщики", "лейтенантская проза" военных. По этому же принципу и назвали "православная". И в этом вопросе важнее самому писателю определиться, главное - в душе, что бы не навредить, и прежде всего самому себе. Отвечать придется за каждый вздох-выдох, а уж то, "как наше слово отзовётся" - тем более по полной.. |
Илья | 18.02.14 22:35 |
Все правильно, хотя и слишком обобщенно.
А более конкретно мысль Дорошенко, более похожую на формулу, я выражу так: все, что касается веры и выходит за пределы художественного мышления, должно подвергаться церковной цензуре. |
Екатерина Козырева | 18.02.14 21:32 |
Один верит в Бога, другой верит, что Бога нет.Можно ли творчество обоих признать божественным? Пристроиться неверующим писателям к православию можно, однако это бесплодное занятие ничего им не даст. Ну разве что тридцать серебреников для будущих предательств. Вот выбрали мы не так давно имя России - Александр Невский. А на открытии Олимпийского "праздника" страны и не вспомнили о нём. Теперь предлагают выбирать имя Победы. Недавно на телевидении Мединскому задали вопрос:"Кого из современных писателей-историков вы можете назвать?" Он назвал... Акунина, потом они с ведущей вспомнили Радзинского. Может хорошо, что многие теперь не смотрят телевизор, а сидят в интернте? Но и там, поди-ка разберись! Православный художник или не православный. Ведь многие даже и в мыслях перед Богом-то не предстояли. Нападки на православие, равно как и форсирование его в современное искусство вредны нашему обществу. Истинная вера, любовь к родным корням и чувство меры помогут каждому определиться, "куда ж нам плыть". |
Людмила Владимирова | 18.02.14 19:32 |
Признаюсь: ждала таких заметок, Николай Иванович, надеялась, верила: напишутся! Спасибо, не обманулась. Храни Вас Бог! О Пушкине и его «Пророке», если позволите, попозже. Но, несомненно: «вознаграждение за великий подвиг "духовной жажды"»! И – за те муки и страдания, кои претерпел! Не только после дантесовой пули, о, нет! Невидимые незнающему его, сокрытые от большинства. Случайно ли – претворенные им в радость Жизни, Свет, Мудрость? В лукавство, веселую и… едкую – согласно заслуженному! – шутку? Лишь читая – вчитываясь, всматриваясь! – в его рукописи, можно верно ответить. А дано это было особым единицам... После издания «Рабочих тетрадей» – ох, какого неполного! – доступно всем, в чьем городе есть научная библиотека, имеющая эти тома. «Пушкина мы еще и не начинали узнавать», – записал Ф.М. Достоевский в феврале 1877 года. Для многих, увы, это верно и сегодня. И часто это не их вина. Но – беда. А право проповедовать, на мой взгляд, дается СТРАДАНИЕМ. Великим страданием... Да и не каждый, к его чести, пользуется этим правом. |
Светлана Демченко | 18.02.14 18:37 |
Сложный вопрос . Но, по-моему, на него есть ответ. Причём, звучит он из уст протоиерея Николая Агафонова, который не приветствует понятие "православный писатель". "«Я отрицательно отношусь к понятию "православный писатель", - говорит Агафонов. - Есть литература хорошая, есть плохая. Христианская литература - та, в которой действует Промысел Божий». Конечно, то, что сейчас называют «православной литературой» - явление новое, такого в XIX или ранее не могло быть: Православие пронизывало все, и в этом смысле Толстой не менее православный писатель, чем Достоевский. Повышенный интерес к православной литературе (при всей ее, порой, художественной слабости) объясним: «я пришел к вере, мне интересно, как другие пришли?». |
наталья | 18.02.14 17:27 |
Николай Иванович! Вы явно не ищете легких путей. Но навряд ли эта проблема имеет простое рациональное разрешение. |
Михаил | 18.02.14 15:31 |
Слава Богу, наконец-то отделены зерна от плевел! |
Дмитрий Ермаков | 18.02.14 13:58 |
Полностью согласен! |