Страница: 1 2 3 4  Все

Влад Ривлин 15.03.15 13:24
Рассказ не отпускает-читается на одном дыхании. Спасибо, Николай Иванович! Я бы вот еще на какой момент хотел обратить внимание: здорово автор описал превращение палача в жертву.
Точно как в жизни. Пришли, прошу прощения за выражение, отрыжки бандеровские на Донбасс. Ясно для чего пришли- Убивать. А когда им поотрывали головы, поднялся вопль на весь мир: убивают!
Что ж вы так не кричите, когда ракеты и снаряды ВСУ в клочья разрывали мирных жителей Донбасса, женщин и детей в том числе?!
Еще Бисмарк правильно предупреждал: с такими как Славик, с Россией, то есть, лучше дружить. А то вмиг шею такой вот Славик свернет.
Но правду говорят: дураков история ничему не учит.
Николай Башмаков 26.02.15 09:14
Правдивый и поучительный для русских людей рассказ. Вот так люди "записываются" в ополчение. Фашисты никогда не оставляли, и не оставляют, мирному человеку выбор. Предлагают только войну до полного истребления противника. Потому война с ними всегда не на жизнь, а на смерть.
иван 22.02.15 20:06
в точку попал - на подхвате у кремляди с чем я вас и поздравляю соль земли русской
иван 22.02.15 20:03
в точку попал на подхвате у креляди
Владимир Ревин 13.02.15 12:40
Спасибо!
ЭДУАРД ПЕТРЕНКО 5.02.15 10:45
Вот и я вместе с матерью Славика напряженно пытаюсь понять: а не на таком же "подхвате" находимся все мы, живущие сегодня в России, глядя на бесконечные колонны с гуманитарной помощью и бессильно внимая погибающим в Донбассе братьям по крови...
Михаил Попов (Архангельск) 30.01.15 23:04
Замечательная интонация. Авторская речь то и дело перемежается простонародными малоросскими попевками. На этом пограничье и вырастает образ мамки этого детинушки, не иначе праправнука Ильи Муромца, простодушного и застенчивого. Воистину мал золотник да дорог - это уже о рассказе. В малом объёме столько всего дорогого и праведного воплощено, что диву даёшься. Поклон автору!
Светлана Демченко 28.01.15 23:27
Статья об этом рассказе. http://www.velykoross.ru/journals/all/journal_31/article_1460/ Спасибо, Николай Иванович!
Маргарита Каранова 27.01.15 21:15
Выдающийся рассказ. КЛАССИКА! Но, в отличие от русской классики 19 века, здесь настоящий положительный герой ГЕРОЙ!), а не мятущаяся личность, ищущая непонятно какие смыслы.
николай 8.01.15 16:49
Вспомнилось Пушкинское:Еду.еду не свищу,а наеду не спущу.
Нина ВОЛЧЕНКОВА 5.01.15 22:31
Повествование широкими мазками. Прочитала не один раз, и представилось вспаханное перед зимой поле: перевёрнутые пласты, обнажённые корни и чёрные потёки - слёзы Земли. Боль. Грусть. Но и надежда на добрые всходы без людского уродства.
Глубоко. На подтексте. Спасибо, Николай Иванович!
Валентина Норкина 5.01.15 14:21
Полностью согласна с Евгением. Спасибо большое вам, Николай, вам за этот рассказ.
Николай Коновской 31.12.14 16:01
Желаю уважаемому автору и впредь держать такую же высокую художественную планку.
С Новым годом,Николай!
С Новым годом,Елена!
Счастья вам и здоровья!
Сергей Бузмаков 26.12.14 21:33
Лаконично, мощно. Настоящая русская проза. Спасибо.
Нина 26.12.14 00:47
А Севастополь вновь в России.
Мы вражью власть легко сместили.
Встречаем мы не "рок", а "год",
Хотя ещё он желторот...
"Новогодняя сказка" стала былью: Мультфильм о присоединении Севастополя и Крыма к России (2009): "Как Севастополь Новый год встречал. Новый мультфильм от «ForPost». 2009-01-14 09:15:00".
Нина Синицына 23.12.14 00:27
Не надо героям произведений завидовать сиротам. Сиротам мощей не хватает жить среди людей. Здесь мысль совершенно проходная, будто этот сын-рентгенолог никаких других соображений не может иметь при споре с мамой.
Ольга 21.12.14 20:14
Евгению Шапорину: Полностью согласна с Вами , Евгений!
Нина Синицына 21.12.14 13:38
Не надо героям произведений завидовать сиротам. Сиротам мощей не хватает жить среди людей. Здесь мысль совершенно проходная, будто этот сын-рентгенолог никаких других соображений не может иметь при споре с мамой.
Евгений Шапорев 21.12.14 05:33
Люди, поймите! Всё в рассказе Н.Дорошенко есть. И мечущаяся, "как бы чего не вышло", и "лишь бы не было войны", мать Славика,которая является олицетворением всей беспомощной Украины, которую насилуют,грабят, подросшие внучата, тех бандеровцев, которых, в 45-ом пригрели американцы. И сам Слава-образ донского,миролюбивого мужика, которому при тягчайших обстоятельствах пришлось сделать свой единственный,правильный выбор-спасать девушку-спасать Украину! Ведь новая Украина начинается с Новороссии! И с Новороссии, Слава, как врач, пойдёт лечить всю Украину, заражённую метастазами фашизма. Новороссия, только начало! Спасибо большое Николаю Дорошенко, великому русскому.украинскому писателю, за правдивый рассказ!
Нина Синицына 20.12.14 21:20
Не надо героям произведений завидовать сиротам. Сиротам мощей не хватает жить среди людей. Здесь мысль совершенно проходная, будто этот сын-рентгенолог никаких других соображений не может иметь при споре с мамой.
Светлана Демченко 9.12.14 20:15
Статья-отзыв на этот рассказ : http://samaralit.ru/?p=31064
Ольга Шмакова 7.12.14 19:21
Рассказ , можно сказать, про человеческий выбор, который сейчас на Украине и происходит . Кто-то выбирает право силы творить насилие, а кто-то выбирает право защищать слабого. Причем выбор происходит в зависимости от чистоты души и сердца,, а не от умозаключений .Кто-то позволяет себе творить зло - ведь этот выбор проще и легче. А кто-то через страх , через боль идет на путь добра, хотя проще было бы убежать,спрятаться, подчиниться, солгать, закрыть глаза и т.д. и т.п. Поступки говорят о наших душах. И не только на Украине.
катя 3.12.14 10:26
Игорь. У США предпосылок для развала побольше , чем у нас или Китая. Только о нашем развале не пишет только ленивый , а сидящее на долларовой игле мировое зло - табу.
Егор 3.12.14 09:22
Ну вот сюжеты есть для желающих написать "художественную литературу"

http://tyler78.livejournal.com/288839.html
СэдаВермишева 3.12.14 06:02
Язык дан диломату, чтобы скрывать свои чувства, а писателю -совсем на оборот...И если читателя задело художественное произведение - значит писатель своей цели достиг. Если даже читатель не согласен с позицией автора.
Игорь 2.12.14 21:51
Есть жемчужина русской классики - "Донские рассказы" Шолохова.
О продразверстке, о гражданской войне. Эти рассказы переведены на все языки мира.
Рассказ Дорошенко - тоже о гражданской войне, но уже на Украине.
Егором ставится под сомнение право сегодняшнего писателя писать о гражданской войне на Украине с позиций русского человека.
Я такому его сомнению возражаю.
Григорий Блехман 2.12.14 21:33
Уважаемы коллеги!
Речь ведь идёт о ХУДОЖЕСТВЕННОМ произведении.
И автору интересно как ОНО читается.
Созвучно ли нам то, что написал АВТОР.
Как мы относился к содержанию и форме КОНКРЕТНОГО произведения.
А мы увлеклись друг другом, забывая для чего открыли конкретный Блог.
Может, вернёмся к СУТИ обсуждений.
Игорь 2.12.14 20:32
Пять миллиардов, и не с 1991 года, а с более ранних пор, с начала перестройки, это очень много. Да и довести до кипения ненависть к России у единокровных украинцев за более короткий срок не удалось бы. А все детали есть в Интернете. И читать надо не аналитику, а высказывания и оговорки ключевых фигур нынешней политической игры.
То, что Россию в войну втягивают, об этом пишут и пропутинские авторы. Но можно ли представить, что на Украине начался бы геноцид русских и прорусски настроенных украинцев, а Россия бы делала вид, что ничего не происходит. Но санкции против России были бы введены на утверждении, что это Россия сбила боинг и сожгла заживо людей в Одессе.
Выйти сухими из воды после предательства Горбачева нам уже не удастся. Иначе Россия была бы уже давно в Евросоюзе и в НАТО.
И надежда только на то, что Путин не из любви к России, а ради собственной безопасности прекратит ослаблять Россию.
Что касается предположения о том, что Обама подыгрывает рейтингу Путина, то это слишком рискованная для Обамы комбинация. Гораздо проще было бы Обаме с Путиным договориться об оранжевом или "болотном" госперевороте в России, который бы расколол Россию на Сибирь, Урал, Север и Юг европейской части, а так же на национальные республики. А потом все это прибрать к рукам и уже навеки.
Но и в таком случае кто-то будет насиловать, убивать ради удовольствия, а кто-то, как герой рассказа Дорошенко, вынужден будет за ко-то-то невинного вступиться и невольно оказаться для кого-то товарищем, а для кого-то врагом.
Егор 2.12.14 19:17
Игорь, я не читаю украинские СМИ. Из ваших слов я понял, что информация о роли США в событиях в Киеве почерпнута вами из неких публикаций в журналах. Мне эти сведения не кажутся убедительными: например, 5 млрд. США в общей сложности перечислили украинским получателям в совокупности с 1991 года, а не только в 2014 году. "Откровения" желтой прессы тоже не впечатляют. Иными словами, участие США в подготовке беспорядков в Киеве - это только версия, имеющая право на существование наряду с иными версиями (например, с моей).

Предлагаю вам рассмотреть такую возможность: если США могут все и всех купить, то они уже купили и кремль тоже, и провели великолепную операцию по милитаризации российского общества и организации военных столкновений на Украине, с тем чтобы втянуть Россию в экономический и политический кризис, не ослабив при этом позиций ее руководства. Сейчас народу, чье благосостояние тает вместе с курсом рубля, будут кидать отдельные "кости", типа отставки Медведева (его уже разрешили критиковать карманным оппозиционерам). Не будет ли результатом всего этого полномасштабный военный конфликт, в который нас втянут под патриотические лозунги и вранье о "бандеровцах", типа этого текста Н.И. Дорошенко? А война обернется невиданным экономическим кризисом и развалом единого государства.
Вот и цели будут достигнуты.
Игорь 2.12.14 18:55
Восполнить весть тот ущерб в политическим кругозоре, который вам, Егор, нанесли ваши украинские СМИ, я не могу. Просто сообщаю (это я на скорую руку настриг в Интернете), что заместитель госсекретаря США Виктория Нуланд сама заявила Национальному пресс-клубу в Вашингтоне 13 декабря 2013 года, что США «инвестировали» $5 млрд долларов в акции протеста в Украине.
А польский еженедельник Nie («Нет») опубликовал шокирующие свидетельства того, что самые агрессивные бойцы киевского Евромайдана были подготовлены в Польше. Известный французский журналист и писатель Тьерри Мейсан, оттолкнувшись от этой публикации, подготовил собственную статью, в которой вскрыл внутренний механизм государственного переворота на Украине. А Польша - это сателит США.Вот признания главы МВД Польши Сикорского в приватной беседе, но опубликованные и вызвавшие в Польше огромный скандал: "Это полное дерьмо. Так как мы перессоримся с Германией и Россией и будем считать, что все супер, потому что мы отсасываем у американцев, как фраера. Последние фраера".
Неужели на Украине даже и в Интернете подобнаяа информация недоступна?
Что касается баз США в Севастополе, то ведь и Горбачеву было обещано, что НАТО на восток не продвинется, а продвинуто уже и в Прибалтику.
А что касается России как мишени, то слова о том, что «новый мировой порядок при гегемонии США создаётся против России, за счёт России и на обломках России» принадлежат не Путину, а Збигневу Бжезинскому.
США недооценили Путина, потому что он играл с ними в поддавки, как и Ельцин. Но вот Путин огрызнулся. А обозначает ли это его полный разрыв с США, или Путина уговорят вернуться в американское стойло - покажет время.
Если и у нас в России полно таких зомбированных, как вы, то с Россией, как с Украиной, можно делать всё, что угодно.

Егор 2.12.14 18:10
Игорь, поделитесь источниками ваших сведений вот об этом:

- США устроили госпереворот в Киеве
- США выпестовала на Украине бандеровцев
- уже размещалась бы военная база США
- Ведь не Краина была главной мишенью проамериканского переворота в Киеве, а Россия.

Уж в чем нельзя упрекнуть американцев, так это в отсутствии прагматизма. А тут они, получается своими руками сделали Путина популярным вождем, возбудив у 85 процентов населения верноподданические инстинкты. Теперь ваш вождь будет 4-го обличать великую и ужасную Омерику, которая не дает нам жизни и уронила курс рубля и стоимость нефти. А вы его за это будете любить и поддерживать, не так ли? Получается, если кто и был заинтересован в эскалации насилия в Киеве на Майдане, так это кремль в союзе с донецкими олигархами, которые вполне могли подкинуть туда пару-тройку сотен гопников эдички лимонова и прочих с вполне определенным спецзаданием. А украинцы уж позже спохватились закрыть границу.
катя 2.12.14 17:58
Для Егора, профана в истории. Крым был отдан Хрущевым безо всяких юридических заморочек . Не принято было спрашивать народ России, что можно "дарить", с кем воевать, куда посылать деньги, кому прощать долги, куда направлять дармовые для многих "дружественных" стран газ, нефть, и т. д. и т. п. Въевшийся в номенклатуру волюнтаризм довел до распада все государство. Довел до распада экономический союз . Привел на грань войны . Украине , особенно западной, было бы неплохо изучить свои бывшие границы. Так сказать, до их "оккупации" москалями. Ни Черного моря, ни русских городов , ни Донбасса, тем более Крыма не водилось в ваших краях. Зря только Ленина с постаментов посшибали. Именно г. Ленин не любил великороссов, зато восполнял свою не любовь любовью ко всем остальным , до не приличия бичуя "великоросский шовинизм" . За что великороссы и оказались самым разделенным народом с самыми большими потерями от войн и революций кровавого 20 века.
Игорь Смирнов 2.12.14 16:49
Вот эта очень подлая публикация, на которую ссылается Егор:
"Письмо патриотам.
Хотите, я расскажу вам, что будет не с Украиной, а с Россией?
Сначала будет красивая телевизионная картинка.
Будут колонны бронетехники. И женщины будут бросать цветы под колёса. Будет торжественный парад. Из толпы выбежит девочка и ребёнка проведут на броне. В каждом окне будет российский флаг. Старуха со слезами на глазах будет говорить смущенному солдату - спасибо, сынок. Будет торжественный салют.
Вы думаете, что таким образом освободите Крым от фашизма? Нет. Так фашизм окажется в России. Потому, что это только начало. А знаете, что будет дальше? Дальше будут передачи по центральному телевидению про зверства украинских карателей. Про махновцев. Про бандеровцев. Платные сатирики будут придумывать анекдоты про сало. Про хохлов тонко пошутит Ваня Ургант и толсто пошутят в КВН. Малахов сделает передачу про то, как унижают русских во Львове. В газетах будут печатать письма простых комбайнеров с просьбой дать отпор и поставить на место. Украинских гастарбайтеров начнут выгонять из России.
А потом будет теракт, устроенный известно кем и понятно на чьи деньги. Рухнет рубль. По телевизору объяснят, что это происки Запада, который нас боится. На улицах появятся казачьи патрули. Объявят дополнительный призыв. Патриотично настроенные девушки будут плевать в лицо мужчинам призывного возраста - как вы смеете в такое время оставаться в тылу? В войсках начнутся ежедневные молебны. Любая критика власти станет приравниваться к предательству. Начнутся облавы на инакомыслящих. Будет переписан учебник истории. Начнутся показательные процессы. Начнётся гиперинфляция. Из магазинов начнут исчезать продукты.
Я знаю, что я сейчас услышу в свой адрес. Я знаю, что четыре из пяти комментаторов будут работать по методичкам. Я не удалю ни одного комментария. Это важно - видеть, как в Россию приходит фашизм".

А теперь угадайте, почему эта публикация подлая?
Да потому, что тут Россия выставляется как инициатор заварухи на Украине. Вот если бы Крым мы не присоединили, то всё было бы замечательно.
Но не Россия, а США устроили госпереворот в Киеве. Не Россия, а США выпестовала на Украине бандеровцев, почему-то главным врагом считающих Россию и русских. Не будь в Крыму "вежливых человечков", туда ринулись бы наводить свои порядки все эти "правосеки". И устроили бы резню, потому что крымчане не собирались признавать киевскую хунту. А к правосекам присоединились бы крымские татары, поскольку меджлис их полностью контролировался США. К ненависти прибавилось бы еще и желание пограбить.
Правосеки, начавшие наводить свои порядки и в Киеве, и по всей стране, были обречены на карательные операции в Крыму и Новороссии потому, что хунта должна была их энергию туда канализировать. Не взялись бы сами тамошние жители за оружие, Порошенко с Коломойским устроили бы там "антиукраинские" провокации.
А главное, в Севастополе уже размещалась бы военная база США.
Я думаю, крови было бы не избежать. И Россию сделали бы виноватой. Если бы не поехали туда из России добровольцы сами, их бы американцы за большие деньги организовали. И были бы такие же санкции.
Ведь не Краина была главной мишенью проамериканского переворота в Киеве, а Россия.
Да и что это за украинские националисты, которые служат еврейскому олигархату.
Егор 2.12.14 14:38
Тут вот какое дело... Вроде бы, написать подобную агитку, повинуясь манипуляциям на темы "русского мира" и "русской весны", - это и безобидно, и патриотично... Вот только надо очень внимательно оценить, какая песенка получается у всего хора. Оценить все в целом, все последствия для страны и народа.

Вот этот текст написан 1 марта: http://mi3ch.livejournal.com/2498956.html
Часть предсказания уже сбылась.
катя 1.12.14 15:53
В тысячный раз ужаснулась новой реальностью, в который раз удивилась "штыковому" перу Николая Ивановича, вытащившего из тени на свет потерявшего человеческий облик "героя". Немому и глухому Западу надо бы почитать русского писателя. Тогда может и они бы поняли, кто напал на само понятие цивилизации. Сегодня утром в эфире политолог г. Михеев предположил, что если бы Новороссия не граничила с РФ, то древние инстинкты новых хозяев Украины победили бы тонкий налет цивилизационного прикрытия. Они бы, как в древности, окружили города, сжигая и мучая людей голодом и холодом. А захватив полу-живой город , расправились самыми изощренными способами с оставшимися жителями. К тому же Н. Дорошенко настолько понимает душу народа , не помнящую зла , что точно дает высшее понимание добра, живущее в простом народе. Сострадание к нелюди , прямой наводкой расстреливающей людей, бьет током. Но такова правда жизни. Есть общее воспоминание о немцах, пленных немцах, шедших по улицам Москвы при полном молчании русского народа. Приходит и понимание того, почему же Россия терпит нападки и своих и чужих, добиваясь мира . Война-то гражданская, сколько бы не лгал Порошенко. И всех жалко. Хотя хотелось бы присоединиться к высказывания Лимонова о том, что нужно было бы сделать России, наблюдая полную безнаказанность что "властителей" , что зомбированных граждан .
константинов 30.11.14 20:48
Вот это уровень полемики.... не ожидал.
Людмила Владимирова 30.11.14 19:19

Валентине Ефимовской:

– Тю! – як то кажуть… А ще:

– На городі бузина, а в Києві дядько...

– Ти йому про образи, а він тобі про гарбузи…
Елена 30.11.14 07:26
Егору

Суди, дружок, не выше сапога.
СэдаВермишева 30.11.14 06:49
Для восприятия явления необходимо обладать соответствующей оптикой.
Егор 30.11.14 00:37
Ужасно. Как под чью-то чужую дудку, коряво и пошло. Как лажовые советские рассказики про гражданскую войну.
Валентина Ефимовская 29.11.14 23:59
Людмиле Владимировой из Одессы:
Ну и не соглашайтесь. Главное - Севастополь наш!
Людмила Владимирова 29.11.14 21:04

Позвольте, уважаемая Валентина Валентиновна, не согласиться с Вами.
Не мне – непрофессионалу – говорить Вам о значимости т.н. «малых форм», о «краткости – сестре таланта». И, на мой взгляд, рассказ совершенно закончен. И, м.б., особо ценно в нем именно то, что оставляет читателю возможность самому, себя испытывая и… воспитывая, ответить: «А я мог бы? А я – нужен ли? Хоть на подхвате?..»

Помнится, Анна Андреевна очень эмоционально отозвалась на мнения признанных пушкиноведов о незавершенности очень интересной и значимой, на мой взгляд, вещи Александра Сергеевича «Мы проводили вечер на даче...» Ахматова писала, что это «нисколько не отрывок повести или романа» – «Там сказано все, что хотел сказать автор. У этой вещи очень крепкий и решительный конец». Потом повторит: «отличный крепкий пушкинский конец».

Можно вспомнить и Марину Цветаеву, о «Пире во время чумы»: «Гений Пушкина в том, что он противовеса Вальсингамову гимну, противоядия Чуме – молитвы – не дал. Тогда бы вещь оказалась в состоянии равновесия, как мы – удовлетворенности, от чего добра бы не прибыло, ибо, утолив нашу тоску по противу-гимну, Пушкин бы ее угасил. Так, с только-гимном Чуме, Бог, добро, молитва остаются – вне, как место не только нашей устремленности, но и отбрасываемости: то место, куда отбрасывает нас Чума. Не данная Пушкиным молитва здесь как неминуемость».

И ее же возмущение: «Дописанные Брюсовым "Египетские ночи". С годными или негодными средствами покушение – что его вызвало? Страсть к пределу, к смысловому и графическому тире. Чуждый, всей природой своей, тайне, он не чтит и не чует ее в неоконченности творения. Не довелось Пушкину – доведу (до конца) я.
Жест варвара. Ибо, в иных случаях, довершать не меньшее, если не большее, варварство, чем разрушать».

Наконец, если хотите, подключим прагматизм: не только молодежь, чьи сердца и души нынешние писатели призваны не упускать, врачевать, скорее прочтут небольшой, но емкий рассказ, новеллу, чем повесть, роман, но и – «уходящая натура»: униженная, оскорбленная, умученная (в том числе и физической немощью). И, м.б., всплакнут, «спасительной слезою» омоют душу…

Так что, на мой взгляд, вряд ли стоит «насиловать» достойную, маленькую лишь с виду, вещь. Впрочем, – решать автору.

С уважением, Л. Владимирова (Одесса).
Валентина Ефимовская 27.11.14 15:20
Уважаемый Николай Иванович, прочитала Ваш замечательный рассказ, не передохнув, стремилась выявить его идею. Восхищает красота слова, новизна оборотов речи, достоверность образов, Ваша фирменная поразительная лаконичность. Главное достоинство рассказа то, что он живой, правдивый. Удивительно, что на такую измученную средствами массовой информации тему, получилось яркое и щемящее сердце произведение у писателя, не видевшего гражданской войны. Этот рассказ – свидетельство особой проникновенной способности души настоящего художника, для которого чужая беда становится своей. Однако мне кажется, это не совсем рассказ, нет финала, и главная мысль, зародившись, еще не вылупилась. Думаю, это глава начатого Вами романа. Роман может получиться, если будет выведен на уровень самых высоких смыслов. Не только исследование природы человеческого подвига, не только взаимоотношения людей, проверяющиеся бедой, что достаточно хорошо показывает сегодня и телевидение, и обсуждается на ток-шоу, должны стать идеей произведения. Но нечто такое, чему и точного названия не придумали, а Вы называете “жизнью родной”. Именно в срезе этой жизни современной юго-восточной Украины могут быть исследованы глубинные духовно-исторические причины национальных противоречий, возникающих в славянском мире, а также метафизический уровень возможного восстановления вековых исторических связей. Может быть рассмотрено предательство на почве меркантильных интересов и сама категория предательства, искажающая природу человеческой личности. Могут быть проведены параллели с нацистскими временами фашистской Германии и выявлены духовно-нравственные причины неустранимости мирового зла, как категории, и т.п. Задача сложная. Но Вам, уважаемый Николай Иванович, она по силам.
Алла Линёва 26.11.14 19:46
Прочитала с интересом, как всё, что выходит из-под вдохновенного пера Николая Ивановича Дорошенко. Нет ни одного рассказа, ни одной повести, которая оставила бы меня равнодушной. И за это - спасибо и низкий поклон автору!
Николай ИВАНОВ 26.11.14 13:32
Дорошенко выверенно точен. "На подхвате" - это значит в рассказе и не герой с орденами на груди. Это - срез большинства населения на Донбассе. Героя было бы стократно легче писать. А здесь обыкновенные люди - со своими слабостями, жизненными ошибками - такие, какие есть и которых мы видим вокруг себя каждый раз - начинают совершать поступки. Проявляться. Лично мне, сюжетнику, не хватает, может быть, сюжетного драйва, но и это была бы другая проза. Н.Дорошенко пошел за мотивацией поступка, за движением души, за пробуждением характера. Более трудоемкая душевная работа писателя, но она стоит того, чтобы увидеть результат.
А писательские находки просто блестящие. Чего стоит фраза про прореху между взрывами?! Вроде по войнам автора не носило, а оказалось достаточно наблюдения и творческого воображения, чтобы тончайше ухватить обстановку. И таких россыпей по тексту много.
Творить Николаю и не исписаться.
СэдаВермишева 22.11.14 20:07
К слову "аскетизм" надо добавить слово "лаконизм".
Людмила Владимирова 22.11.14 17:27

Рада Вашему отклику, Григорий Исаакович. Хочу лишь еще раз подчеркнуть, что МОЙ «третий вариант» в обычной жизни (а есть ли она – обычная?..) никак не порочен, ибо диктуется не приспособленчеством, не трусостью, не равнодушием, а совсем «наоборот». И оттого – труднее.
Хорошо сказано: «Однако, когда наступает момент, когда кому-то из нас приходится проходить мимо своего "кабинета главврача", остаются лишь два первых варианта. Третьему тут уже места нет.»

Хочу еще заметить: обратили ли ВСЕ внимание на то, как именует писатель насильника? «Полоумный» – и не более того. Вспомнился мой экспромт или эпиграмма – как хотите назовите – от 20 декабря 1992 года:

* * *
Даруй, Боже, – стали вільні!
Дехто, навіть, – божевільні…

От этого и ПРИХОДИТСЯ «танцевать»… Но вот КТО и ЗАЧЕМ свёл (сводит) их с ума?..

Рада, Ольга Сергеева, и Вашему отклику, удачному сравнению. Желаю Вам и Вашим ровесникам достичь того времени, когда истина о нашей общей трагедии будет раскрыта во всей полноте.

С уважением, Л. Владимирова (Одесса).
Григорий Блехман 22.11.14 15:31
Что значит художественное произведение, - оно даёт простор мыслить.
Казалось бы, отдельный поступок конкретного героя, а он выходит на такой уровень обобщения.
Вы, конечно, правы, уважаемая Людмила Борисовна: может быть, даже большинство из нас в обыденных условиях, сами того не замечая, живём по третьему варианту. И тому причиной, наверное, некоторые правила, диктуемые нам жизнью в обществе. Нам ведь доводится где-то промолчать, что-то "не заметить"..., сообразуясь со сложившейся конкретной обстановкой. Об этих порочных ( а, может, и нет) правилах можно долго рассуждать.
Однако, когда наступает момент, когда кому-то из нас приходится проходить мимо своего "кабинета главврача", остаются лишь два первых варианта. Третьему тут уже места нет.
Именно в таких обстоятельствах оказался герой рассказа. и его спонтанный выбор показал суть этого человека и наше к нему отношение.
И именно об этом шли мои размышления в предшествующем комментарии, которые Вы так, на мой взгляд, удачно дополнили, выведя наш общий разговор на более ёмкий, чем мой, уровень.
СэдаВермишева 22.11.14 12:19
Потрясающий рассказ! Органичнейший сплав благородного аскетизма формы с глубочайшими смыслами!
Спасибо за урок, Николай Иванович! Дай Бог мне его усвоить...
С уважением Сэда Вермишева
Ольга Сергеева 22.11.14 01:53
Следила за всеми комментариями. Со всеми соглашалась во всём. Но, прочитав Владимирову из Одессы, поняла, что на самом деле права она.
В прозе, как и в жизни, бирочки с наименованием и ценой к персонажам не подвешены. Приходится оценивать самим. Я сначала согласилась, что Славик воспитан, как "девочка", а Володя Рубан как личность более значим, хоть и написан он совсем уж скупыми штрихами. Но Владимирова убедила меня в том, что Славик более человечный и более похож на мужчину и по отношению к матери, и по отношению ко всем, включая однокласников, которых он не бил, а, можно сказать, арестовывал как более сильный на тот срок, пока они не утрачивали агрессию. Врач-ренгенолог может сидеть в своем кабинете и ждать очередного посетителя, а может в свободную минуту выйти в коридор, увидеть легко раненого малыша и, как все-таки врач, обработать его легкую рану, перебинтовать, чтобы не томились они в бесконечном ожидании своей очереди. То, что он "как призрак, испытывающий отвращение ко всем пока еще живым, нехотя пошагал к лестнице, ведущей на второй этаж к кабинету главврача", тоже понятно. Кому охота вместо того, чтобы благополучно вернуться домой, ввязываться в опасные для жизни приключения? И особенно меня поразило то, что он готов был пойти на мировую с негодяем, преступником. Хорошо, что этот негодяй оказался полным отморозком. А был бы похитрее? И Славик бы его опустил, а он разрядил бы в Славика все патроны из автомата.
Это как Минское соглашение. Ополченцы шли в наступление, у них уже не было серьезной преграды. Но им, добрым и не злобным Славикам, предложили даже и из Москвы разойтись "по-хорошему", и они согласились. И дали возможность "круглым да потным головам" отморозков из их "тисков" "выскользнуть" (закавычиваю по тексту рассказа). И каждый день теперь люди гибнут и гибнут.
Этот рассказ - не бытовая или патриотическая история. Из Одессы, ставшей второй Хатынью, Владимировой это, видимо, было понять проще, чем нам в России.
Я бы только посоветовала автору заменить имя или фамилию Володи Рубана, поскольку есть на Украине Владимир Рубан, занимающийся обменом пленных. Пройдет время, кто-то будет думать, что совпадение здесь не случайное. Хотя фамилия казацкая (человек со шрамом от рубящего оружия), очень подходит она боевой, но усмиренной врачебным халатом и фляжкой натуре второстепенного героя рассказа.
Людмила Владимирова 21.11.14 22:47

ДАН третий вариант, уважаемый Григорий Исаакович. Он гораздо труднее и первого, и второго. И не менее, а, м.б., более чреват для «носителя», чем второй. Хотя бы потому, что и не теми, и не другими до конца – непонимаем. А понять «до донышка» можно лишь, во-первых, будучи не вовне, а в самом что ни на есть «внутри». Во-вторых – понять можно только ДУШОЮ. Умеющей ЛЮБИТЬ по-настоящему. И – разумом, ясно видящим, «кто виноват».
Не случайно подчеркнуто автором: «почему-то ничего, кроме жалости, у нее не вызывали»…

Зло и несправедливо, Ирина, о герое рассказа: «огромный бугай, которого мать воспитала, как девочку, смирным и послушным». Вы пропустили ряд моментов: 1) прием, которым ПОЛЬЗОВАЛСЯ он если, как Вы говорите, «были поводы»; 2) его шутливое о зависти сиротам – разве непонятно, что он сопротивлялся опеке, и не ВДРУГ стал защитником?; 3) оберегая мать (не обсуждая, не многословя по поводу трагических событий; звоня ей постоянно, извещая, что жив), вытащив труп из кабинета главвврача, дабы не «подставить» его, он показан МУЖЧИНОЙ.
А вот Володя Рубан как раз, с его фляжкой и желанием «наконец-то нажраться вусмерть», – иное… Но и его я понимаю, и не сужу. Более того, – благодарна за оказываемую им хирургическую помощь «и тем и другим»…
В том-то и мастерство Н.И. Дорошенко, что столь малыми, и не сразу, м.б., улавливаемыми штрихами, он дает нам возможность не просто задуматься, но – ДУМАТЬ. И – чувствовать.

Спасибо, Николай Иванович.

Л. Владимирова (Одесса).
ЕкатеринаКозырева 21.11.14 21:32
Мать и сын в этой истории, а вокруг война. Бессознательное нравственное чувство и сознательное чувство вседозволенности одичавшего, обезумевшего существа, который был же тоже сыном, учеником, человеком - это столкновение так достоверно, так реально написано.Вместе с тем неожиданность, нечаянность всего происходящего, где каждый остаётся на своём месте - это и есть безошибочное, пережитое писателем Н. И. Дорошенко - трагическое, где и все мы должны быть "на подхвате".
Нина Бойко 21.11.14 20:20
В последние дни читала рассказы Михаила Шолохова. Казалось бы, столетняя давность -- Гражданская война; но написано так, словно вот она, за окном, за дверями...
С таким же чувством читала и Ваш рассказ, Николай Иванович. Спасибо!
Григорий Блехман 21.11.14 18:05
В жизни каждого из нас случаются эпизоды, когда ты стоишь перед выбором - сделать шаг вперёд, ради справедливости, но этот шаг может оказаться опасным для карьеры,здоровья и даже жизни, или пройти мимо, спрятав от себя свою совесть.
Герой рассказа выбрал первое, что и определило его моментальное повзросление, сильно затянувшееся перед этим.
Такая его судьба, о которой очень тонко, через точные, казалось бы, будничные бытовые подробности поведал нам Мастер слова Николай Дорошенко.
Именно эти мельчайшие подробности атмосферы и ежедневного быта, что окружают героя, и где он - один из... делают выпуклым момент его взросления и, конечно, самопознания.
Ведь он мог спокойно пройти мимо этой двери главврача. и сколькие из нас так и делают ежедневно.
Потому и прочитал рассказ, как историю каждого из нас: кто-то предпочитает жить по первому варианту, кто-то по второму.
Дан ли третий, не знаю.
Но точно знаю, что сейчас очень благодарен Николаю Дорошенко за такой ёмкий разговор на, казалось бы, частном примере.
hohol 21.11.14 16:36
Еще не вечер.Слава Украине
Ирина 21.11.14 15:30
Спасибо, Светлана, за точный анализ.
Я бы только добавила, что Славик - это огромный бугай, которого мать воспитала, как девочку, смирным и послушным. Он за свою жизнь никогда даже не подрался, хотя, наверно, были поводы. И выручать Вику он идет неохотно, просто деваться ему некуда. И "правосека" пришлось задушить лишь потому, что он бы Славика застрелил, не задумываясь. А после этого оставаться в городе уже было куда более опасно, чем примкнуть к ополченцам.
Так что он сам не понял, как стал мужчиною и героем. Но вы, Светлана, правы, это все-таки его нравственный выбор. А будь правосеки на людей похожими, Славик так бы и не взял в руки оружия.
И одна из мыслей рассказа заключается в том, что если уж вот таких Славиков "правосеки" вынуждают становиться ополченцами, то, значит, войны было не избежать.
Есть ведь среди русский людей и такие идейные, как хирург Володя Рубан. Не будь его профессия столь нужной людям именно во время войны, он бы, наверно, в первых дней скальпель сменил на автомат.
Светлана Демченко 21.11.14 14:58
Высказываю своё восхищение заглавием рассказа. Браво, Николай Иванович! Оно, на мой взгляд, отражает Вашу целевую установку, которая реализует себя в трехаспектной мотивации сюжетного, психологического и мировоззренческого характера. Это заглавие - ядро повествования, той содержательно-концептуальной информации, которая несет в себе важную черту русского характера, субъективно-авторскую оценку возможной будущности поведения его носителя.
Эти слова " На подхвате..." - событийный оценочный алгоритм, ради которого написан рассказ: готовности русского человека, в случае необходимости, стать в строй для защиты родной земли. Кажущаяся завуалированность образа, выраженная неопределённостью времени , незаконченностью действия, как раз и адресует читателя для его осмысления к тексту.
Словно побывала там, на Донбассе, где жизнь и смерть ходят ежедневно в обнимочку. Чтобы показать это, писателю много не потребовалось: всего лишь поставить себя на место рентгенолога Славика. Такое впечатление. Иначе не было бы достигнутой в повествовании убедительности и правдивости сюжетных коллизий. И Славик, и его мать, и медсёстры,- эти мирные люди, со своими привычными житейскими страстями и своей психологией, отношением к жизни, - оказались заложниками страшной беды, уготованной им "чужой" войной. "Правосека", уничижающего женское достоинство, зверствующего в чужом доме, автор изымает из созидающего справедливость мира, и ты понимаешь, что Славик при этом - защитник, а не зверь. И в ополчение его приводит осознание необходимости борьбы со злом, нарушившим привычную жизнь. Иначе
"...потому что если ничего у нас не получится, то какой смысл небо коптить? ".
Действительно, смысл жизни-то в чём?
Спасибо, Николай Иванович, за состоявшийся, важный своим нравственным звучанием, рассказ.
Владимир Подлузский 21.11.14 12:44
В новом рассказе Николая Дорошенко важна не только психологически выверенная история ополченца Славика, но и многозначительный её подтекст. Старый незалежный мир, словно искусственный пластмассовый стаканчик с усохшим кактусом, выброшен в помойное ведро, брызгами из которого на площади и улицы украинского городка выплеснулся полоумный правый сектор.
Автор не зря делает своего героя рентгенологом, что позволяет ему сделать моментальные снимки внутренних "органов" современной Украины и запечатлеть метастазы тяжёлой болезни, которую можно лечить только хирургическим путём. Отделяя живой Донбасс от мертвеющей страны. Все герои рассказа, первоначально хаотично, будто атомы во время взрыва,носящиеся вокруг больницы, как ядра, постепенно возвращаются на свои орбиты. И только раненые украинские вояки мерклыми глазами бессмысленно взирают на медсестру, которую только что они же и бомбили. А у той, как и у любой настоящей русской женщины, в ответ проявляется жалость.
И если уж в такой переделке русский человек остаётся сам собою, то кто его вообще сломит. Вот о чём нам говорит новый рассказ Николая Дорошенко.
 Имя: 

Комментарий:



 Введите только то,
что написано строчными (маленькими) буквами:
 НУтриЯ