николай-дорошенко.рф

После съезда

Нет ничего удивительного в том, что итоги ХIII съезда Союза писателей России оказались столь предсказуемыми. Писательская организация все-таки вышла из кризиса, вызванного теми переменами в обществе, которые, во-первых, лишили национальную литературу её прежнего высокого статуса, а во-вторых – изменили саму экономическую основу её бытования. И для каждого некоммерческого писателя именно творческий Союз и именно в его нынешнем виде (с его собственными, уже укрепившими свои позиции, многочисленными региональными изданиями, с его собственной общероссийской газетой и общероссийскими журналами, которые при всей своей самостоятельности всеже принципиально позиционируют себя как издания Союза писателей России, с уже начавшими развиваться формами сотрудничества писательских подразделений с местными администрациями) стал единственной надежной ступенькой для творческой самореализации. Да и, если судить по реакции на итоги съезда со стороны государственных СМИ, возможно, наконец-то закончила многолетнюю борьбу со своими национальными писателями сама наша общероссийская власть.

Вот и делегаты съезда понимали: в этой ситуации что-то вдруг поменять – значит, в лучшем случае, надо начинать все с нуля.

Но это не означает, что нет никаких противоречий между членами нашего Союза. Если, например, подавляющее большинство тех некоммерческих писателей, которыми мы сегодня столь гордимся, сегодня могут уверенно расчитывать лишь на признание в кругу своих коллег, то для писателей, произведения которых соответствуют коммерческим проектам издательств (их, может быть, десятка три), Союз не так уж и нужен. А если и нужен, то без балласта из всех этих, окончательно изгнанных с книжного рынка, поэтов, без всех этих прозаиков, упрямо не желающих потакать вкусам современной криминальной элиты.

Одним из выразителей позиции коммерческих, или, по его словам, реальных писателей стал Владимир Бондаренко. И получилось, что результаты съезда его не устраивают прежде всего потому, что сохранивший за собою пост председателя Союза Валерий Ганичев современной реальной литературой считает только ту литературу, которая своим художественным уровнем и степенью своей духовной сосредоточенности может стать в один ряд с великой русской классикой – от автора «Слова о полку Игореве» до Рубцова, Распутина и, скажем, Сырневой. В то время как он, Бондаренко, реальной литературой считает только ту, которая теперь издается самыми массовыми тиражами и которая увенчана самыми денежными премиями от олигархов и (увы, других нет) из русофобских зарубежных источников.

Я могу себе представить возглавившими наш творческий Союз всех этих бойких ребят, бывших комсомольских активистов, шустренько успевших в конце 80-х начале 90-х завоевать себе популярность на разоблачениях комсомола, бывших солдат-срочников, получивших возможность ответить нашей униженной Армии (было время, даже ветераны боялись выйти на улицу в орденах) увесистой оплеухой, всех этих теперешних якобы левых радикалов, демонизирующих в угоду нынешним экономическим феодалам того простого русского человека, который еще не утратил мечту о правде, справедливости и человеколюбии, а также всю более обыкновенную номенклатурную литшпану. Но сохранит ли талантливый литературный критик Владимир Бондаренко при всех этих умельцах свою творческую независимость внутри Союза? Ведь это только человек, который служит не себе любимому, не своей госпоже-удаче, а литературе, может дать большому русскому прозаику Владимиру Личутину все главные премии Союза писателей России, – невзирая на то, что именно этот большой писатель еще с советских времен сохраняет за собой репутацию главного борца с литначальниками.

А вот Юрий Поляков всех, кто не позволил бывшему руководству Литфонда приватизировать переделкинские дачи в личную собственность, навсегда вычеркнул из авторов своей «Литературной газеты». И, поскольку представители Союза писателей России наряду с представителями других писательских организаций приняли участие в отчетно-выборной конференции Международного литфонда, теперь в каждом номере «Литгазеты» Поляков публикует еще и антиганичевские статьи.

Не лучше ли, в таком случае, в председатели Союза избрать нам даже не Полякова, а какую-нибудь Салтычиху? Чтобы, значит, испить свою и без того несладкую писательскую чашу до конца?

Впрочем, накануне съезда в качестве кандидата в председатели называлась и фамилия Юрия Козлова – писателя и человека во всех смыслах добропорядочного. Но верит ли в свои силы сам Юрий Козлов? Он ведь даже и не знал, что его уже в председатели выдвигают.

Хотя, тысячи российских писателей будут бесконечно благодарны каждому, кто вдруг придет в правление Союза и решит хотя бы одну-другую нашу проблему.

Увы, лидер сначала сам становится лидером, а затем под него и лидерское кресло подставляют...

Есть и еще одна неприятная, плотно засевшая в наше писательское сообщество заноза. Вот, кажется, вдруг изберут именно тебя руководителем хотя бы местной писательской организации, и имя твое сразу зазвучит на всю страну. А получается – как в анекдоте: золотую рыбку ты вдруг поймал, пожелал, чтобы она тебя сделала Героем Советского Союза. Но, в результате, обнаружил себя стоящим по пояс в окопе с гранатой в руке и на виду у десятка вражеских танков...

Вот и выбившийся в руководители Астраханской писательской организации Шербаков кинуть гранату в танк не может, но и сознаться себе в этом не хочет. И стал он жаловаться через «Литгазету»: ох, газету «Российский писатель» Союз мне не присылает, ох, не дают мне московские секретари руководящих указаний, ох, успешные руководители областных писательских организаций не выдают мне, бедному, секретов своей успешности...

Да если ты областной писательской организацией руководишь, то сделай хотя бы то дело, которое не потребует от тебя большого ума: просто приди на почту и подпишись на свою общецеховую газету «Российский писатель»! Или, если цена подписки – это для тебя очень большая жертва, то бесплатно зайди в Интернет на сайт «Российского писателя». И приобщись к жизни своего Союза.

И вот этот, как выясняется, несостоявшийся астраханский литначальник (да и ничего путного не написал он) используется амбициозными, но не вызывающими у коллег доверия писателями для создания вокруг живущего своей жизнью Союза нехорошей атмосферы.

Разумеется, Союз устоит. В этом не сомневаются даже все те, кто бросает в него свои камни.

И Петр Алешкин не сомневается. Хотя уже даже подал он свои иски в суд на наш писательский пленум и на наш съезд.

Для Ганичава и для правления этот суд и публикации в «Литгазете» – лишняя морока. Для тысяч писателей – это всего лишь та новость, на которую не стоит обращать внимания.

Но давайте представим, что Петр Алешкин суд выиграет? Что будет?

История с такими же судами против Международного литфонда показала, что результат будет только один: писатели опять проведут свой съезд. И Ганичев будет умолять их, чтобы они, теперь уже очень сердитые, не иключали Петра Алешкина из Союза всего лишь за за его склочный характер. Но писателям будет жалко всех тех огромных денег, которые из-за Алешкина истрачены на новый съезд...

В таком случае, не проще ли Алешкину забрать свои иски?

Специально для Алешкина (а вдруг одумается и судиться с нами перестанет?) я подскажу, какие дороги ведут в руководящие писательские кресла.

Есть, например, у нас такая замечательная писательница – Ирина Репьева. Пришла она однажды к нам в правление, своими силами создала при Союзе писателей России объединение детских и юношеских писателей, своим личным упорством учредила общероссийский литературный конкурс им. А. Толстого, сама стала находить из года в год деньги для издания произведений тех детских писателей, которые на конкурс присылают наиболее интересные произведения (а это от трех до четырех толстенных томов ежегодно!)...

И никто не удивляется, почему именно Ирина Репьева наших детских и юношеских писателей возглавляет.

Или – есть у нас замечательный поэт Александ Ивушкин. Создал он в родном Волоколамске ежегодный поэтический фестиваль. Приезжают к нему поэты, зал полный, нормальные стихи нормальные люди слушают с огромнейшим наслаждением, вопреки всему тому насилию, которое над их литературным вкусом попытались учинить нынешние книгоиздатели и книготорговцы...

Одним словом, есть у нас писатели, которые без скандалов и без судов становятся настоящими лидерами. И если именно среди таких писателей найдется человек, готовый нести ответственность за весь Союз, то кто ему будет не рад?

Я могу лишь сожалеть о том, что, мягко говоря, пока еще не у самых бескорыстных, не у самых влюбленных в литературу писателей руки чешутся порулить вместо Ганичева.

...А утешает меня то, что не только у нас в Союзе, но и у Толстого в романе «Война и мир» после Бородинской битвы самым виноватым оказался самый героический капитан Тушин.

Хотя – он, переживая не за себя любимого, а за Отечество, на это досадное обстоятельство даже не обратил внимания.


Биография

Проза

О прозе

Статьи

Поэзия

Блог

Фотоархив

Видео

Аудио

Книги

Написать письмо

Гостевая книга

Вернуться на главную

Вернуться на главную
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"
Система Orphus

Комментариев: