николай-дорошенко.рф Блог
<<< Ранее Далее>>>
24 мая 2018 г.
ОНИ НЕ ПОНИМАЮТ: ЕЩЕ ИЛИ УЖЕ?
В комментариях к статье Александра Боброва между молодым и более старшим поколениями писателей разгорелась баталия. Вмешались и читатели. И если писатели своих более молодых коллег пытались увещевать, то читатели проявили категоричность. Может быть, потому, что они и есть тот народ, у которого культурный опыт исполняет роль иммунной системы, – чтобы, как лейкоциты, не рассуждая, слепо и жертвенно противостоять тому, что всему народному организму представляет угрозу. Или чтобы, подобно эритроцитам, животворным кислородом все ткани насыщать, а ядовитый диоксид углерода выносить вон.
Вот как это отражено в народных эпосах:
Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына…
Или:
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, —
Идёт война народная,
Священная война!
Писатели же, даже и эти эпосы сочиняя, не бывают столь однозначны, как их читатели. А, например, Гомер пожурил своего родного ахейца Ахиллеса, а его противника Гектора, наоборот, снабдил такими эпитетами, как “великий”, “блистательный”, “шлемоблещущий” и т.п.
Давайте же и мы с полным сочувствием попробуем отнестись ко всему нелицеприятному, что написал в адрес старшего поколения и нашего Союза поэт Григорий Шувалов в «Литроссии». Давайте попробуем его понять.
Мы-то ведь, даже не покидая Родину, подобно белоэмигрантам, смирились с участью быть на Родине запрещенными. Пишем в своих резервациях лишь друг для друга и радуемся, что у нас сегодня есть еще и Интернет.
В свое время Есенину удалось, не прогнувшись перед властью (как Демьян Бедный), все же и не расстаться с отечественным читателем. И, вероятно, наша молодежь рассчитывает на такую же "удачу".
Ну в самом деле, есть же для поколения Шувалова вполне успешные на этот счет примеры в сегодняшней литературе. Для наглядности я приведу биографию современного русского поэта Светланы Кековой:
"В начале 1980-х входила в метагруппу саратовских поэтов «Кокон» (Б. Борухов, Н. Кононов, С. Надеев, А. Пчелинцев). Публиковалась в самиздатских журналах Ленинграда («Часы», «Обводный канал») и Саратова («Контрапункт»), с 1989 г. — в официальной периодике. Стихи её переведены на все европейские языки. Участвовала во многих международных поэтических фестивалях: «Международная Поэзия» — Роттердам, 1998 (Голландия); Международный фестиваль поэзии «Diversi Racconti» — Салерно, 2001 (Италия); Международный конгресс поэтов — Санкт-Петербург, 1999, 2001, 2003, 2005; Московский международный фестиваль «Биеннале поэтов в Москве»; Международный фестиваль поэзии — Лондон, 2002 (Великобритания); Фестиваль русской литературы на Франкфуртской международной книжной ярмарке — 2003 (Германия); «Киевские лавры» — 2006 (Украина); фестиваль поэзии в Новосибирске — 2008; Чичибабинские чтения — Харьков (Украина), 2007, 2009—2011; фестиваль "Берега" - Владивосток (2010); Литературные вечера "Этим летом в Иркутске" - Иркутск (2012) и др.
Светлана Кекова лауреат премий журнала «Знамя»(1995); журнала «Новый мир» (2003), малой премии им. Аполлона Григорьева (1999); Большой премии Московского международного фестиваля «Биеннале поэтов» "Москва - Транзит" (2001); премии имени Арсения и Андрея Тарковских (Киев, 2009); премия журнала «Новый мир» «ANTOLOGIA» (2013). В 2014 году Светлана Кекова награждена Новой Пушкинской премией и премией «Московский счёт».
Автор трёх литературоведческих книг, а также ряда статей, посвящённых творчеству поэтов-обэриутов, Н. А. Заболоцкого, А. А. Тарковского, В. Ф. Ходасевича, В. В. Набокова, Ф. М. Достоевского, философов Ф. А. Степуна и С. Л. Франка и др."
Согласитесь, что творческая биография у Кековой более чем завидна в сравнении с творческими судьбами, скажем так, не менее талантливых Светланы Сырневой, Надежды Мирошниченко, Валентины Ефимовской, Аллы Линевой, Эммы Меньшиковой, Юрия Перминова, Виктора Кирюшина и многих-многих других авторов сайта "Российский писатель".
Но, в отличие от них, литературных постников и страстотерпцев, не искушавшихся соросовскими яствами, со смирением принявших заточение в информационные катакомбы, Светлана Кекова вошла в этом году даже и в короткий список главной нашей национальной премии – Патриаршей.
Не так-то просто понять, почему прошедшие сквозь соросовские игольные ушки поэты, более успешны даже на православном поприще, чем гораздо более талантливые и во всех смыслах православные поэты Валентина Ефимовская или Алла Линева.
И потому у новых, более молодых, поколений появляется ощущение, что старшее поколение – это старообрядцы, не понявшие исторических процессов и превратившиеся в "сектантов".
И Григорий Шувалов уже скорее восхищается, чем содрогается от того, что Сороса сменили такие меценаты, как Чубайс:
"Пока вы тут меня склоняете, Чубайс новую премию учредил. Причем сделал это намеренно в ЦДЛ, чтобы показать, кто истинный хозяин сегодняшней литературы...
(раскрыть цитату полностью)
Пока вы тут меня склоняете, Чубайс новую премию учредил. Причем сделал это намеренно в ЦДЛ, чтобы показать, кто истинный хозяин сегодняшней литературы. Премия «Поэзия» будет присуждаться с 2019 года в трех номинациях: «Стихотворение года», «Перевод года» и «Критика года».
Одна из задач премии — продвижение современной поэзии в цифровых средах: уже 23 мая начнет работу сайт, на котором будут транслироваться встречи поэтов с читателями, церемонии вручения, поэтические новости, осенью появится активно обновляемый канал на YouTube, где будут публиковаться видео поэтов, читающих «стихотворение дня», причем не только претендентов на премию.
То есть, отмечают организаторы, премия посвящена литературному процессу в его живом и противоречивом потоке, она призвана навести мосты между новым поколением читателей и современной поэзией.
Оргкомитет новой премии возглавит писатель и телеведущий Александр Архангельский.
«Премия "Поэт" могла бы продолжаться еще год, два или три. Конечно же, есть и другие фигуры, которые безусловно заслуживают этой премии. Но бизнес учит незыблемому правилу: уходи на подъеме. Именно такой премия "Поэт" войдет в историю: безупречной, сильной, живой. Есть и другое правило в бизнесе: заходи в рынок накануне рывка. Мы видим, что сегодня русская поэзия развивается, в самых разных формах, направлениях и стилях. И нужно как-то поддержать встречу поэтов с новой генерацией читателей, показать новой публике, что во всех поколениях, во всех направлениях есть отличные стихи, талантливые переводы и взвешенная критика, которая работает как институт понимания», — сказал в своем выступлении на сегодняшнем вечере председатель РОСНАНО Анатолий Чубайс.
А вот, например, Михаил Пришвин, в отличие от современной, ищущей признания, молодежи, был вполне самодостаточным и успешным писателем, в 1940-м году его гонорары достигали 4-5 тыс. рублей в месяц при средней тогда зарплате в 300-350 рублей, жил он в большой квартире в центре Москвы, у него была дача, личный автомобиль и даже прислуга. И тем не менее вот что писал он в своих дневниках в канун войны с Гитлером:
"Немцы подошли к Сене. Мне почему-то приятно...
(раскрыть цитату полностью)
"Немцы подошли к Сене. Мне почему-то приятно, а Разумнику неприятно, и Ляля тоже перешла на его сторону. Разумник потому за французов (мне кажется), что они теперь против нас, как в ту войну стоял за немцев – что они были против нас (хуже нас никого нет). А Ляля потому против немцев теперь, что они победители, и ей жалко французов. Я же, как взнузданный, стоял за Гитлера.
Пока немцы были в опасности и все говорили, что за Гитлера нельзя ставить карту, Ляля стояла в политике за немцев. Когда же немцы подошли к Парижу, то стала жалеть французов и одергивать меня, когда я радовался немецким победам.+++
Дело Гитлера для меня тем предпочтительнее дела союзников, что у них "всё куплю", а у него "всё возьму".+++
В семье N. за Гитлера стоит единственный Дима, советский мальчик, несоветские элементы семьи все за англичан (европейскую демократию). Так странно выходит, что кто за фашизм, тот и за коммунизм, и за отечество, и, конечно, верит в перемену к лучшему от победы коммунизма-фашизма.
Ляля стоит, конечно, ни за то, ни за другое, потому что перемена в обществе может быть лишь через Бога. Меня же, при всём понимании Ляли, при всём сознании легкомыслия наших спорщиков, почему-то тянет к Гитлеру, и я чувствую даже, как от глупости своей у меня шевелятся уши, и всё-таки радуюсь его победам и даже радуюсь, что СССР теперь вступает в границы старой России.
И если самому себе добраться до своего окончательного и неразложимого мотива, то это будет варварское сочувствие здоровой крови, победе и т.п. и врожденная неприязнь к упадничеству как пассивному, так и нашему активно-интеллигентскому в смысле сектантских претензий на трон. Отчасти я не люблю интеллигенцию именно за эту упадническую претензию, отчасти, как Ляля, за подмену Бога человеком, отчасти за скрытый лицемерно в ней самой "большевизм" (ныне почти пережитый). Возможно, моё "за Гитлера" есть мое отрицание нашей сектантской интеллигенции, но, возможно, и как результат веры моей, что Бог не совсем равнодушен к человеческой крови и сочувствует крови здоровой.+++
Я стою за победу Германии, потому что Германия это народ и государство в чистом виде и, значит, личность в своей сущности остаётся нетронутой, тогда как в Англии государство принимает во внимание личность, ограничиваемую возможностями современности. От этого, конечно, удобнее жить в Англии, но теперь вопрос идёт не об удобствах, а о самом составе личности, о явлении пророков, вещающих сквозь радио и гул самолётов. Я больше верю в появление таких личностей там, где личность целиком поглощена, а не 95% + 5% свободы: цельность – есть условие появления личности.+++
Во всём мире наступает эпоха последнего изживания идей революции и восстановления идей государственных. Идеи революции, как паразитирующее растение, лианой опутали когда-то здоровый капиталистический индивидуализм, и так создалась "демократия". Вот и это теперь рушится. Начинается всемирная реакция под началом Германии. Хуже всего от этого евреям.
Германия идёт, как один человек (так говорится, чтобы выразить силу: все как один). И этот один называется Гитлер. В этом и есть основание монархии: все как один. Напротив, основание социализма, демократии: один как все. Итак, монархия – все как один, коммунизм: каждый как все.+++
Поражает, до чего единообразно ориентируются евреи. Невольно навязываются мысли о еврейском господстве. Итак, 1-я сторона, это Англо-американский капитал (всё куплю). 2-я – Германо-итало-японский национализм (всё возьму). 3-я – плановое социалистическое хозяйство. Капитал: частная инициатива, включающая экспансию индивидуализма и духовного космополитизма. Национализм: индивидуум как представитель народа (народная инициатива). Социализм: индивидуум как представитель Всечеловека.
Итак, будущий мир должен быть умирен правильным сочетанием элементов человеческого творчества: 1) личности, 2) народности и 3) общечеловеческого хозяйственного плана. Каждая из борющихся ныне 3-х сторон борется за то, что необходимо для всех трёх и чего две другие стороны не принимают. Так, если бы сошлись три человека: экономист, моралист и художник, и каждый стал бы навязывать насильно друг другу своё, исключающее всё другое, то и получилась бы картина современной войны.+++
У москвичей настроение никуда не годится, некоторые думают, будто наши меры взяты с немцев и что немец способен выдержать то, что русскому невмочь. Другие дальше идут: что будто бы для Гитлера сознательно подготовляется страна, как колония. Слух о передвижении войск наших в Румынию (для войны с Германией).+++
Моя гостья сказала: – Бедная Франция, неужели же нынешняя судьба её есть последствие революции 1789 года! И если так, то какие же последствия ждут нас за нашу октябрьскую революцию! И ещё эта гостья сказала: – У нас есть три группы людей: огромное большинство вовсе не верит в наше дело, другая часть верит в то, что Надо верить, и третья сомневается в Надо, но делает вид, что верит.+++
В современности у нас думают так, что немца нам не миновать: будем ему помогать, он превратит нас в колонию, пойдём против – он расколотит и своею рукою возьмёт. Евреи и все присные им ненавидят кровно Гитлера, эта ненависть наполнила половину мира от Ротшильда до русского интеллигентного нищего, женатого на еврейке. С другой стороны, другая половина стала против евреев. Такая огромная ненависть не могла бы возникнуть к маленькому народцу, если бы он не являл собой какую-то определяющую весь наш строй силу: еврей стал знаменем капитала и кумиром демократов – интернациональный человек превратился в еврея.
Весь человек раскололся на две половины – арийца и семита. Мы же стоим на острие независимого от расы коммунистического человека и чуть в одну сторону – мы с евреями; чуть в другую – с арийцами.+++
Званый вечер: Иоаннидис, Шильдкредт, Дмитриев. Беседуя о войне всего человечества, эти ограниченные своим еврейством люди всю свою аргументацию против Гитлера сводили к примерам угнетения им евреев. Они уверены, что наша политика сведётся к войне против немцев и что Гитлер погибнет в России, как Наполеон.+++
Еврейская (и сочувствующих им) агитация против Гитлера и за войну с Германией была в последнее время так заметна, что я перестал верить в эту войну и упрямо твердил: "У нас с Германией долго не будет войны". И вот, когда Молотов уехал в Берлин и начались там банкеты в честь его, те же языки примчали весть: "Дела Германии до того плохи, что схватились за СССР".+++
Понимаю, почему я всегда презирал людей, вооруженных Нилусом, это те люди, которые не могут чего-нибудь понять из себя, и им нужно какое-нибудь объяснение со стороны. Не по тому, что евреи хороши, я стою против погромов, а потому что погром означает внутреннее бессилие. Я надеялся на то, что у Гитлера борьба с евреями есть частность в борьбе с капиталом, а Курелло говорит, что борьба с евреями у него точно на том же основании, как была у наших черносотенцев.
Венгерец (еврей) при имени Гитлер покраснел и сказал: "на 100% уверен, что Гитлер погибнет". И так все евреи в один голос, и большинство (почти все) pro-английские (т.е. за капитал). А в самой Англии впервые из империалистической шкуры вырос патриотизм.+++
А это и есть вопрос наш: симпатию к немцам нельзя высказывать: 1)потому что самые тёмные русские ждут немцев как освободителей от большевиков, 2)потому что некоторые исходят прямо от Нилуса, 3)почти никто не понимает движения русских к внутреннему немцу, т.е. самим быть, как немцы, и этой силой закрепить свободу. Зрелище нынешней Франции есть живой пример незащищённой от разврата свободы.+++
Немцы взяли Фермопилы, и эта победа взбудоражила Америку. Ведь победа такая – есть абсолютная победа, потому что если и победит кто-либо немца, то он сам должен в немца превратиться в своем отношении к смерти.
Победа в Греции сразу рассеяла легенду о конце Гитлера, и русские люди, т.е. глупо-русские подняли головы. Как это ни странно, но глубочайшее всенародное сочувствие немцам есть своеобразное проявление русского патриотизма (в смысле призвания Рюрика).
Кажется, что борются два величайших народа, немцы и евреи, непосредственно-национальная сила жизни с силой практического интеллекта (Капитала).+++
Весь воздух насыщен страхом войны. Говорят, что евреи очень трусят. И они имеют все основания к этому, бросится ли Гитлер на нас, или мы будем дружить с немцами. Старые русаки, матёрые люди, напротив, вовсе не верят в то, что мы пойдём на немцев, и всю нашу бузу считают представлением для англичан. ("Не такие мы дураки!" и "погодите немного: Ирак всё скажет").
Ты обдумай, – сказал А., – с кем тебе будет лучше, с немцами или с евреями. – Конечно, – отвечает Б., – с евреями, потому что евреев рано ли, поздно ли мы вместим и определим им частную, полезную роль в государстве, а немцы нас вместят и нам дадут частную роль германской колонии. – И пусть, – отвечает А., – немцы нас вместят, и мы будем им полезны. Немцы – скучный народ, мы их будем веселить и характер их изменять к лучшему, и с ними наша культура возродится. А евреи возвратят нас через свой интернационал к тому же золотому тельцу цивилизации.
Спор этот между А. и Б. происходит от неверия их в национальную мощь нашего коммунизма, от неверия в ту "родину", которая вступила в дружбу с социализмом".
А вот запись в дневнике Пришвина от 25 июня 1941 года:
"От нас скрыты разумные расчёты, мы не можем понять, какой смысл, даже просто расчёт у германского вождя выставить всех своих рыцарей против нашей несметной азиатской орды. Неужели расчёт на крах коммунизма, с которым рано или поздно непременно придётся сражаться и самой Америке? Неужели Англия им сказала: "Если свергнете и устроите свой порядок в Азии, мы помиримся". А нам сказала: "Если вы разобьёте Германию, берите проливы". Но если мы разобьём, разве не вспыхнет в Европе революция? Неужели же борьба с Германией закрывает и Англии глаза на борьбу с революцией?
Может быть, так и разумно: основной враг, Германия, будет кончен, а с другим после как-нибудь. Впервые понимаю тех, кто давно говорил о неминуемой гибели Гитлера, только они понимали это с точки зрения "вечности рубля" (капитала), а я понимаю гибель из-за расхождения с Россией: наша империя погибла из-за расхождения с Германией, они – из-за нас. Но как провалились мы тогда с нашим патриотизмом… Сейчас коммунизм до очевидности сидит целиком на отечестве, а отечество состоит из очарованных странников, работающих кое-как по случаю на конюшнях человечества.
Но одно верно, что кто бы ни победил в этой борьбе, истинная победа будет в единстве очарованного конюха с рыцарем злобы дня". (взято отсюда)
Да, Пришвин, как и его собеседники-евреи, не мог знать, что Гитлера создали как мирового политического игрока, вложив в него самые передовые военно-промышленные технологии и огромные средства такие же, как Сорос, могущественные еврейские банкиры.
Но разве скажешь, что эти размышления выдающегося писателя – лишены хоть какого-то смысла?
Нет, не лишены. Пришвин улавливает некие ключевые противостояния своего времени. Хотя после этих дневников лично мне читать Пришвина уже никогда не захочется.
Вот и наблюдая, как наши молодые коллеги пытаются быть шире, чем мы, более старшие, я могу предположить, что, как Пришвин, они пока еще чего-то не понимают.
Но – когда кто-то слишком упрямо ничего не понимает, то невольно начинаешь догадываться, что он не ЕЩЕ, а УЖЕ ничего не понимает.
|
Биография
Проза
О прозе
Статьи
Поэзия
Блог
Фотоархив
Видео
Аудио
Книги
Написать письмо
Гостевая книга
Вернуться на главную
| |