николай-дорошенко.рф

Блог

<<< Ранее         Далее>>>

24 мая 2018 г.

ОНИ НЕ ПОНИМАЮТ: ЕЩЕ ИЛИ УЖЕ?

В комментариях к статье Александра Боброва между молодым и более старшим поколениями писателей разгорелась баталия. Вмешались и читатели. И если писатели своих более молодых коллег пытались увещевать, то читатели проявили категоричность. Может быть, потому, что они и есть тот народ, у которого культурный опыт исполняет роль иммунной системы, – чтобы, как лейкоциты, не рассуждая, слепо и жертвенно противостоять тому, что всему народному организму представляет угрозу. Или чтобы, подобно эритроцитам, животворным кислородом  все ткани насыщать, а ядовитый диоксид углерода выносить вон.

Вот как это отражено в народных эпосах:

Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына…

Или:

Пусть ярость благородная 
Вскипает, как волна, — 
Идёт война народная, 
Священная война!

Писатели же, даже и эти эпосы сочиняя, не бывают столь однозначны, как их читатели. А, например, Гомер пожурил своего родного ахейца Ахиллеса, а его противника Гектора, наоборот, снабдил такими эпитетами, как “великий”, “блистательный”, “шлемоблещущий” и т.п.

Давайте же и мы с полным сочувствием попробуем отнестись ко всему нелицеприятному, что написал в адрес старшего поколения и нашего Союза поэт Григорий Шувалов в «Литроссии». Давайте попробуем его понять.

Мы-то ведь, даже не покидая Родину, подобно белоэмигрантам, смирились с участью быть на Родине запрещенными. Пишем в своих резервациях лишь друг для друга и радуемся, что у нас сегодня есть еще и Интернет.

В свое время Есенину удалось, не прогнувшись перед властью (как Демьян Бедный), все же и не расстаться с отечественным читателем. И, вероятно, наша молодежь рассчитывает на такую же "удачу".

Ну в самом деле, есть же для поколения Шувалова вполне успешные на этот счет примеры в сегодняшней литературе. Для наглядности я приведу биографию современного русского поэта Светланы Кековой:

"В начале 1980-х входила в метагруппу саратовских поэтов «Кокон» (Б. Борухов, Н. Кононов, С. Надеев, А. Пчелинцев). Публиковалась в самиздатских журналах Ленинграда («Часы», «Обводный канал») и Саратова («Контрапункт»), с 1989 г. — в официальной периодике. Стихи её переведены на все европейские языки. Участвовала во многих международных поэтических фестивалях: «Международная Поэзия» — Роттердам, 1998 (Голландия); Международный фестиваль поэзии «Diversi Racconti» — Салерно, 2001 (Италия); Международный конгресс поэтов — Санкт-Петербург, 1999, 2001, 2003, 2005; Московский международный фестиваль «Биеннале поэтов в Москве»; Международный фестиваль поэзии — Лондон, 2002 (Великобритания); Фестиваль русской литературы на Франкфуртской международной книжной ярмарке — 2003 (Германия); «Киевские лавры» — 2006 (Украина); фестиваль поэзии в Новосибирске — 2008; Чичибабинские чтения — Харьков (Украина), 2007, 2009—2011; фестиваль "Берега" - Владивосток (2010); Литературные вечера "Этим летом в Иркутске" - Иркутск (2012) и др.
Светлана Кекова лауреат премий журнала «Знамя»(1995); журнала «Новый мир» (2003), малой премии им. Аполлона Григорьева (1999); Большой премии Московского международного фестиваля «Биеннале поэтов» "Москва - Транзит" (2001); премии имени Арсения и Андрея Тарковских (Киев, 2009); премия журнала «Новый мир» «ANTOLOGIA» (2013). В 2014 году Светлана Кекова награждена Новой Пушкинской премией и премией «Московский счёт».
Автор трёх литературоведческих книг, а также ряда статей, посвящённых творчеству поэтов-обэриутов, Н. А. Заболоцкого, А. А. Тарковского, В. Ф. Ходасевича, В. В. Набокова, Ф. М. Достоевского, философов Ф. А. Степуна и С. Л. Франка и др."

Согласитесь, что творческая биография у Кековой более чем завидна в сравнении с творческими судьбами, скажем так, не менее талантливых Светланы Сырневой, Надежды Мирошниченко, Валентины Ефимовской, Аллы Линевой, Эммы Меньшиковой, Юрия Перминова, Виктора Кирюшина  и многих-многих других авторов сайта "Российский писатель".

Но, в отличие от них, литературных постников и страстотерпцев, не искушавшихся соросовскими яствами, со смирением принявших  заточение в информационные катакомбы,  Светлана Кекова вошла в этом году даже и в короткий список главной нашей национальной премии  – Патриаршей.

Не так-то просто понять, почему прошедшие сквозь соросовские игольные ушки поэты, более успешны даже на православном поприще, чем гораздо более талантливые и во всех смыслах православные поэты Валентина Ефимовская или Алла Линева.

И потому у новых, более молодых, поколений появляется ощущение, что старшее поколение – это старообрядцы, не понявшие исторических процессов и превратившиеся в "сектантов".

И Григорий Шувалов уже скорее восхищается, чем содрогается от того, что Сороса сменили такие меценаты, как Чубайс:  "Пока вы тут меня склоняете, Чубайс новую премию учредил. Причем сделал это намеренно в ЦДЛ, чтобы показать, кто истинный хозяин сегодняшней литературы... (раскрыть цитату полностью)


А вот, например, Михаил Пришвин, в отличие от современной, ищущей признания, молодежи, был вполне самодостаточным и успешным писателем, в 1940-м году его гонорары достигали 4-5 тыс. рублей в месяц при средней тогда зарплате в 300-350 рублей, жил он в большой квартире в центре Москвы, у него была дача, личный автомобиль и даже прислуга. И тем не менее вот что писал он в своих дневниках в канун войны с Гитлером:

"Немцы подошли к Сене. Мне почему-то приятно... (раскрыть цитату полностью)

Да, Пришвин, как и его собеседники-евреи, не мог знать, что Гитлера создали как мирового политического игрока, вложив в него самые передовые военно-промышленные технологии и огромные средства такие же, как Сорос, могущественные еврейские банкиры.

Но разве скажешь, что эти размышления выдающегося писателя – лишены хоть какого-то смысла?

Нет, не лишены. Пришвин улавливает некие ключевые противостояния своего времени. Хотя после этих дневников лично мне читать Пришвина уже никогда не захочется.

Вот и наблюдая, как наши молодые коллеги пытаются быть шире, чем мы, более старшие, я могу предположить, что, как Пришвин, они пока еще чего-то не понимают.

Но – когда кто-то слишком упрямо ничего не понимает, то невольно начинаешь догадываться, что он не ЕЩЕ, а УЖЕ ничего не понимает.

Биография

Проза

О прозе

Статьи

Поэзия

Блог

Фотоархив

Видео

Аудио

Книги

Написать письмо

Гостевая книга

Вернуться на главную

Вернуться на главную
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"
Система Orphus

Комментариев: