николай-дорошенко.рф

Блог

<<< Ранее         Далее>>>

13 октября 2019 г.

ОТ НАРРАТИВНОСТИ ДО НЕХАЙПОВОСТИ
У Польши онобелевился собственный вариант Светланы Алексиевич

Нобелевская премия была присуждена австрийскому писателю Петеру Хандке и польской писательнице Ольге Токарчук.

Привыкнув ожидать от Стокгольма какую-нибудь очередную нелепицу, на этот раз мы получили её с подачи постоянного секретаря шведской академии Матса Мальма, сообщившего, что Токарчук премию дали за «нарративное воображение, которое с энциклопедической страстью представляет пересечение границ как форму жизни». То есть, если принять эту формулировку всерьез, то Ольга Токарчук повествует о жизни каких-то кочевников. И повествует не объективно, а субъективно. И – со страстностью структурной единицы (текста) энциклопедии.

С другой же стороны, вполне возможно, что термином Матса Мальма энциклопедическая страсть только и можно объяснить, почему министр культуры Польши Петр Глинский, писательницу политкорректно теперь поздравивший , ранее неоднократно признавался, что, едва открыв её книги, сразу закрывал их, и что он не в состоянии оценить её творчество.

А вот директор Польского Культурного центра в Москве Петр Сквечинский очень высоко отзывается о 900-страничном романе Токарчук с не менее объемным названием «Книги Иакова, или Большое путешествие через семь границ, пять языков и три большие религии, не считая маленьких»:

"«Книги Иакова...» о франкизме – ереси иудаизма. Эта тема волнует меня, как историка, тем более, что потомки адептов Якова Франка, в XVIII веке получивших шляхетство, сыграли большую роль в истории Польши XIX и XX веков. Даже если бы она написала только эту книгу, ее вклад в польскую литературу был бы огромен".

И при этом он взволнованно умалчивает, какой именно след в истории Польши могли оставить потомки адептов еврейского авантюриста Якова Франка, в Турции объявлявшего себя мусульманином, а в Польше принявшего католическое крещение, но вскоре преданного церковному суду по обвинению в притворном крещении и в распространении вредной ереси.

Но если принять во внимание то, что сама Токарчук после получения престижной польской литературной награды Nike призвала поляков «встать лицом к лицу со своей историей и попробовать написать ее заново, не скрывая те страшные вещи, которые мы делали как колонизаторы, национальное большинство, которое подавляло меньшинство, как владельцы рабов и убийцы евреев», то нетрудно будет догадаться, что у Польши онобелевился всего лишь собственный вариант Светланы Алексиевич. Но, конечно же, не такой, как Алексиевич, примитивный.

Вот, например, что думает о романе "Книги Иакова..." Александра Липчак, объявившая Ольгу Токарчук на польском сайте Culture.pl чуть ли не пророком ХХI века:

"Именно в таком «текучем» пейзаже родится франкистская ересь — мистическая, но при этом прагматическая — которая свободно обращается с религиями, используя их как ботинки, которые нужны только для того, чтобы в них дойти до цели, наплевательски относится к традиции, догматам и обычаям. Если смотреть на это с перспективы сегодняшнего дня, то это вызов, брошенный прочим идентичностям и формам, пролог к анархизму и социализму. Впрочем, это явление описано Токарчук очень неоднозначно — как неоднозначна была и фигура самого Якова Франка, мистика и деспота, революционера и стратега, афериста и мудреца.
Может это не случайно, что история Франка «накрыла» Токарчук именно сейчас, когда в воздухе витает желание новой коллективной самоидентификации, когда из шкафов вылезают деды и родители из Германии, Белоруссии, Греции, когда польский роман растягивается, открывается, становится эластичным, оставляя место для нового, неоднозначного нарратива. У одних — на микроуровне личной истории, истории семьи. У Токарчук — на уровне всего общества и его сложного польско-еврейского наследия. Она сует руку в прошлое и мешает, раскрывает, провоцирует: чтобы история не застыла, не забетонировалась в мифологии, ее нужно переписывать заново. Токарчук права, когда говорит в интервью, что «Книги Иакова» — это ее самый «социальный» проект."

То есть, перефразируя незабвенного Леню Голубкова, можно сказать, что, пока мы сидим, они на месте не стоят.

А вот Петер Хандке в формулировке того же Матса Мальма получил награду за «оказавшую влияние работу, которая исследует периферию и специфику человеческого существования». То есть, в данном случае и у Мальма мозги особо не плавились, да и нам можно легко представить писателя, которого больше интересует то, что находится не в центре, а на окраине чего-нибудь (ну, допустим, на периферии нынешних мировых событий).

Непонятными является лишь причины, в соответствии с которыми нобелевский комитет вопреки своему обыкновению решился премию вручить писателю, в 2004 году поддержавшему лидера Сербии Слободана Милошевича (написал эссе «Таблас-де-Даймьель» с более чем красноречивым подзаголовком «Ложные показания на процессе против Слободана Милошевича»). Вот и германист Вера Котелевская недоумевает:

"Меня удивил выбор Шведской академии. Я думала, что о Хандке все забыли, потому что он автор, как сейчас принято говорить, совершенно не хайповый. Его невозможно отнести ни к правам, ни к левым. Он всегда старался не втягиваться в медийные игры. И если современная литература стремится быть политкорректной, то он вовсе не стремится. Если процветает постмодернизм, то Хандке его игнорирует. Он немейнстримный, не провокационный — просто автор в лучших традициях немецкой и в какой-то степени русской литературы, продолжатель традиций Чехова и Толстого, их поисков этической гигиены".

Но мы – после многих десятилетий использования Нобелевской премии как вознаграждения за отнюдь не литературные достижения – давайте наконец-то доставим себе удовольствие не искать у новоявленного лауреата Петера Хандке какие-то скелеты в шкафу и просто от всей души порадуемся, что миллион нобелевских долларов достался всё-таки ему.

Биография

Проза

О прозе

Статьи

Поэзия

Блог

Фотоархив

Видео

Аудио

Книги

Написать письмо

Гостевая книга

Вернуться на главную

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Вернуться на главную

Комментариев:

 

Наш канал на Яндекс-Дзен