николай-дорошенко.рф

Блог

<<< Ранее    

7 ноября 2019 г.

Этот загадочный день 7 ноября

Наука и религия оказались бессильными в ответе на вопрос, что значит для нас и для всего человечества День 7-го ноября. Потому, что почти всегда (а сегодня особенно!) от их имени отвечают не ученые и верующие, а функционеры от науки и религии. То есть, настоящие ученые всего лишь постигают тайны законов мироздания и создают для нас, немощных, инструменты, с помощью которых мы, не применяя мышечной силы, летаем из Москвы на Камчатку или спокойно разговариваем друг с другом на расстоянии десятков тысяч километром. А верующие всего лишь вносят в человеческое сообщество сострадание, любовь и гармонию, спасительные для каждого, кто рядом с нами не имеет защиты в денежных и сословных значениях.

Функционеры же от науки и религии наше доверие к науке и религии используют чаще всего для укрепления над всеми власти человеческих особей, которые находятся в состоянии первородной глины, которые не сохранили в себе вдохнутый в них при сотворении ("происхождении") Дух Божий. Поэтому история человечества помнит немало цивилизаций, сложившихся по законам звериной стаи и под властью альфа-самцов, возводящих, подобно фараонам, пирамиды, равные разве что их честолюбию, или, подобно нашим олигархам, ненасытно присваивающим себе нефть, газ и прочие природные богатства, достаточные, чтобы миллионы их сограждан жили бы не в унизительной нищете.

Но это не значит, что среди современников какого-нибудь зверя Нерона не оказывалось какого-нибудь человека – например, Сенеки. Нероны непременно должны были казнить Сенек, но от всех казненных Сенек оставалось в небесах Римской Империи сияние высших человеческих предназначений.

Цивилизации всегда были подобны бульону, в котором одно взбухало, а другое выкипало и испарялось. И бывало так, что в результате смешения в этом бульоне биосферной глины и ноосферного духа у власти оказывался не альфа-самец, а человек, не обуреваемый животным инстинктом. Например, однажды Перикл оказался во главе Афин. И до сих пор век Перикла остается неоспоримым эталоном века человеческого.

И Октябрьская Революция – это тоже результат смешения, хаотичного и, одновременно, последовательного выкипания и взбухания.

Она оказалась не бесполезной даже при всем том, что мы, её наследники, родившиеся в СССР, сегодня оказались у разбитого корыта, а всё, что было создано в СССР "творчеством масс", досталось хищникам. Ведь это под воздействием СССР рухнули колониальные империи, в лучшем случае не уничтожающие, а в качестве домашней скотины использующие покоренные народы. И – это страшась возросшего авторитета Советской Державы после её победы над фашизмом, правящие элиты западной Европы впервые за всю европейскую истории предоставили своим народам возможность наесться досыта.

Так что же стало причиной поражения Советской Державы?

Поражение было неизбежным потому, что выдающийся ученый-экономист Маркс именно по-дилетантски распорядился нравственным наследием христианской морали и представил историю человечества как классовую борьбу, а не как противостояние добра со злом. А христианские пастыри по-дилетантски представили поедание скоромной пищи в пост гораздо большим грехом, чем присвоение в собственность сотворенных Творцом и принадлежащих только Ему, а значит и всем его творениям, земных благ. И даже само прозрение в том, что человек человеку друг товарищ и брат, церковные пастыри по-дилетантски отдали марксистам, и значит, отказались от него, противопоставив ему правду о том, что Царствие Небесное возможно только в чертогах Небесных.

Да кто же будет спорить! Но ведь первые христиане, принявшие веру от апостолов, сословной спеси друг к другу предпочитали все-таки братство во Христе, и не на небесах, а на земле. Иначе бы не было им радости в том, чтобы всем вместе петь псалмы перед принятием мученических казней.

Точно так же и Маркс, назвавший веру в высшие смыслы человеческого предназначения "опиумом для народа", попытался заменить эту веру бытовым социальным благородством. Но вот только без высших смыслов благородство в людях проявляется не как христианская благодать, а как ветхозаветный страх Божий.

А Советская Держава пала тогда, когда в советской властной элите появились существа, не знающие не только христианской благодати, а даже и ветхозаветного страха Божьего, и рассудили, что для них будет больше выгоды, если они Советскую Державу предадут и разворуют.

Я бы не решился писать об этом, потому что и сам я, по большому счету, дилетант.

Но для меня слишком очевидным является то, что вся нынешняя пропаганда строится всего лишь на разжигании вражды между наукой и религией. В результате ностальгирующие по советскому братству люди, науськиваемые либеральными пропагандистами, в строительстве новых храмов видят зло чуть ли не большее, чем в пенсионной реформе, а батюшки, ностальгирующие по тем дореволюционным временам, когда Церковь имела права не общественной организации, а государственного учреждения, во всех постсоветских бедах и нестроениях до сих пор обвиняют советскую власть. Которая  могла бы быть не атеистической, а религиозной, если б Русская Православная Церковь до рокового 1917 года подчинялась Христу, а не министерству, именуемому Священным Синодом.

Николай Владимирович Сомин – православный публицист, бакалавр теологии – обращает внимание на то, что сегодня утвердилось мнение, что  "если относительно богатства и богатых святые отцы могут высказываться очень резко, то на собственность эти мнения переносить нельзя". И он обращает внимание на то, что "вся патристическая традиция как раз не различает богатство и собственность, и делает это отнюдь не по правовой или экономической некомпетентности. Святые отцы ясно видят, что богатство есть прямое следствие права собственности в нашем падшем мире. Поэтому для них вопрос богатства — просто более конкретная постановка вопроса о собственности вообще. Таким образом, святоотеческая мысль четко прозревает причинно-следственную связь: сребролюбие — право собственности — богатство; связь, так нагло заявляющую о себе в наше время". 

Не удержусь и приведу в наибольшем изобилии собранные Николаем Соминым в статье "Святые отцы о праве собственности" цитаты из святых отцов:

Василий Великий: «кто любит ближнего как самого себя, тот ничего не имеет у себя излишнего перед ближним. Но ты оказываешься имеющим «стяжания многа». Откуда же это у тебя? Не ясно ли видно, что свое собственное удовольствие предпочитаешь ты облегчению участи многих? Поэтому чем больше у тебя богатства, тем меньше в тебе любви» /2:101/.
Иоанн Златоуст: «он (богатый — Н.С.) становится благим, когда раздает свое богатство…, а до тех пор, пока сдерживает его при себе, он не бывает благим… Если имея случай получить его, не возьмешь, то опять ты сделаешься добрым. Поэтому, если, имея богатство, раздаем его другим, или предложенного нам не берем, мы бываем добры; напротив, если берем или приобретаем его, то становимся недобрыми… неимение денег служит признаком доброго человека» («Толк. на 1 Тим.», Б. 12, цит. по /14:125-126/).
Феодорит Кирский: «Обилие денег и преизбыточество преспеяний в добродетели прямо между собой противоположны» /13:85/.
Иоанн Лествичник: «Стяжавший любовь — расточил деньги; а кто говорит, что имеет и то и другое, тот сам себя обманывает» /10:131/.
Лактанций: «Любостяжание есть источник всех зол: оно происходит от презрения к истинному величию Божию. Люди, обилующие в чем-либо, не только перестали уделять другим избытки свои, начали присваивать и похищать себе чужое, будучи влекомы к тому собственною корыстью. То, что прежде было в общем употреблении у всех людей, начало скопляться часто в домах у немногих. Чтобы других подвергнуть своему рабству, люди стали собирать себе в одни руки первые потребности жизни и беречь их тщательно, дабы небесные дары сделать своею собственностью, не для того, чтобы уделять их ближнему из человеколюбия, которого в них не было, но чтобы удовлетворять единственно своему любостяжанию и корысти. После того, составили они себе самые несправедливые законы под личиною мнимого правосудия, посредством которых защитили против силы народа свое хищничество» («Божественные наставления», кн.5, гл.6, цит. по /14:35/).
Григорий Богослов: «бедность и богатство… в последствии времени появились в роде человеческом и, как некоторые недуги, вторглись вместе с неправдою, которая и изобрела их. Сначала же было не так… но с того времени, как появились зависть и раздоры,.. с того времени расторглось родство между людьми, отчуждение их друг от друга выразилось в различных наименованиях званий и любостяжании, призвав и закон на помощь своей власти, заставило позабыть о благородстве естества человеческого — ты же смотри на первоначальное равенство прав, а не на последовавшее разделение; не на законы властителя, а на законы Создателя» («О любви к бедным» /3:221/).
Иоанн Златоуст: «Как же скажешь, богатеют злые люди? Как неправедные, преступные, хищники, лихоимцы. Не Бог дарует им это, — нет. Но как же Бог попускает? Как попускал некогда и богачу, соблюдая его для большего наказания» /6:288/.
«ведь мы видим и то, что большое богатство многими собрано путем хищения, или обманом погребения, или колдовством, или прочими подобными способами, видим и то, что имеющие его недостойны даже жить. Что же, скажи мне, скажем, что это богатство от Бога? Да будет это далеко от нас! Но — откуда же? От греха» («Толк. на 1 Кор.», Б. 34, цит. по /4:49/).
«Невозможно разбогатеть тому, кто не делает несправедливости. На это и Христос указывает, говоря: «сотворите себе други от маммоны неправды». Но что скажешь ты, если кто-нибудь от отца получил наследство? Он получил собранное неправдою… можешь ли ты, восходя через длинный ряд поколений, доказать таким образом, что имущество это законно приобретено? Никак не можешь это сделать. Напротив, начало и корень его непременно должны скрываться в какой-нибудь несправедливости. Почему так? Потому, что Бог не сделал одного богатым, а другого бедным» («Толк. на 1 Тим.», Б. 12, цит. по /14: 124/).
«только тогда ты оправдаешься, когда ничего не будешь иметь, когда ничем не будешь владеть; а пока ты что-нибудь имеешь, то хотя бы ты дал тысячам людей, а остаются еще другие алчущие, нет тебе никакого оправдания» («О милосердии и страннолюбии», цит. по /14:47/).
Киприан Карфагенский: «Многих обманула слепая любовь к наследственному их достоянию: не были готовы и не могли отступить те, которых подобно путам связывали их богатства. Это для остающихся были узы, это были цепи, которые задержали их доблесть, подавили веру, победили ум, оковали душу — и привязанные к земному они сделались добычей и пищей змия» («Книга о падших», цит. по /14:83/).
«Надобно удаляться от имущества, как от неприятеля, убегать от него, как от разбойника, бояться как меча и яда для обладающих им» («Книга о падших», цит. по /14:32/).
Иоанн Златоуст: «немалый для тебя вред будет заключаться в том, что ты будешь прилеплен к земному, будешь рабом вместо свободного, отпадешь от небесного, не в состоянии будешь помыслить о горнем, а только о деньгах, о процентах, о долгах, о прибытках и о гнусных корчемствах. Что может быть бедственнее этого? Такой человек впадает в рабство, более тяжкое, чем рабство всякого раба, и что всего гибельнее, произвольно отвергает благородство и свободу, свойственную всякому человеку. Сколько ни беседуй с тобою, имея ум пригвожденный к богатству, ты не можешь услышать ничего полезного для себя. Но как пес в логовище, прикованный к заботам о деньгах крепче цепи, бросаешься ты на всех, приходящих к тебе, — занимаешься только тем, чтобы для других сохранить лежащее у тебя сокровище. Что может быть бедственнее этого?» /8:236/.


Биография

Проза

О прозе

Статьи

Поэзия

Блог

Фотоархив

Видео

Аудио

Книги

Написать письмо

Гостевая книга

Вернуться на главную

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Вернуться на главную

Комментариев:

 

Наш канал на Яндекс-Дзен