николай-дорошенко.рф

Блог
<<< Ранее     Далее>>>

11 августа 2015 г.

ПРИБЕЖИЩЕ НЕГОДЯЕВ

Было время, когда героиня повести Алексея Толстого "Гадюка" вызывала у меня чувство жалости своим неумением из кровавой гражданской войны наконец-то войти в ту уже мирную жизнь, где партийцы и буржуины не дерутся насмерть, а бок о бок получают от жизни доступные им удовольствия.

Но вот сегодня я стал эту несчастную женщину понимать. И те годы, когда мне было всего лишь между тридцатью и  пятьюдесятью, когда наши патриотические издания официальная пропаганда презрительно называла "прибежищем негодяев" (со ссылкою на авторитет аж Льва Толстого!), мне кажутся самыми прекрасными.

Да, были "они", с господдержкой и у разного рода соросовых корыт еще со времен Горбачева, но были и "мы", от корыт свободные, подчиняющиеся только своей совести и только за возможность не прогибаться пред всякого рода мерзостью ощущающие себя самыми счастливыми.

Но вот теперь патриоты, как комары и мухи, везде. В Кремле, в Думе, в телеящике. Если когда-то не только подряхлевшие ветераны ВОВ с орденами, но даже штатные генералы и полковники у нас в Москве боялись выходить на улицу в своих папахах, поскольку их мог каждый штатный либерал оскорбить и унизить как патриотов профессиональных, зарплату за свой "негодяйский" патриотизм получающих, то теперь уже и всякая шпана новорусская может остановиться у меня под окнами, распахнуть все дверки своей дорогущей иномарки, и я вынужден слушать льющуюся из мощнейших и явно непростых динамиков безумное "бум-бумх-бух".  На остатке нерва на балкон выхожу, но различаю у этой шпаны на антенне бант георгиевской ленточки. И по привычке, въевшееся в меня с конца 80-х до начала 10-х (ах, как же долго мы, патриоты, были изгоями!), гляжу на негодяев как на хоть на и дураковатые, но – родственные души.

Да и уже бывает, что не на балкон или на улицу выйдешь, а откроешь маститый патриотический журнал, где пронырливых быть не должно, но они уже и там – не блаженные, но, увы, такие же нищие духом, как и тот придурок, что включает свое "бум-бум" на полную мощность у меня под окном.

Конечно же, когда по определению официальной пропаганды патриотизм был "прибежищем негодяев", мы особо не заморачивались. Ну, знали мы, что вовсе и не Лев Толстой, на доступный всем авторитет которого ссылались наши враги, первым усомнился в безусловной святости всех патриотических витий. Знали мы и о том, что на самом деле Лев Толстой негодяями считал не патриотов, а тех, кто патриотизмом свое негодяйство маскировал. Но, поскольку тогда среди патриотов помимо прочих могли быть люди либо дураковатые, либо даже "засланные казачки", у которых, увы, служба такая,  но – не негодяи, то нам казался неактуальным тот истинный смысл, который на самом деле вкладывали в порочно урезанную либералами дразнилку в наш адрес и Лев Толстой, и Самуэль Джонсон, Львом Толстым повторенный.

Теперь же, так вдруг получилось,  пришла пора и мне из своего патриотического "прибежища" обороняться вот эти суждением: да, патриотизм это не только самое последнее, а и самое надежное прибежище негодяев абсолютно всех мастей – от влиятельнейшего политика до простого хама, включающего громкое "бум-бум" у меня под окном.

Теперь мне уже очень и очень хочется обратить внимание на то, что Джеймс Босуэлл, которому выпало в жизнеописании Самуэля Джонсона опубликовать ставшую крылатой его мысль о патриотизме как прибежище, оставил еще и вот это воспоминание: "Патриотизм стал одним из общих мест в наших разговорах, и Джонсон неожиданно произнёс сильным и решительным тоном афоризм, на который многие накинутся: «патриотизм — это последнее прибежище негодяя». Но, полагаю, что он не подразумевал реальной и щедрой любви к нашей стране, но имел в виду тот патриотизм, который так многие, во все времена и во всех странах, делали прикрытием личных интересов".

Я уже делал попытки рассказать о негодяях-патриотах высокого класса, но – это все равно, что рассуждать о негодяйстве сверхдержавы США. Все знают, что сегодня нет более преступной страны. Но редко кто не испытывает перед этим мировым гегемоном того инстинктивного трепета, который римляне испытывали перед своим даже самым кровавым императором Нероном.

Гораздо проще заглянуть в патриотическую газету провинциальную и потому вроде как простонародную, где нет неронов, без пудры и помады на люди не появляющихся, где нероны, как дикие баре, в своей местном самомнении могут перед простолюдинами появляться не то что без пудры, но даже и без штанов.

Но все-таки для чистоты эксперимента я выбрал "Новую газету в Нижнем Новгороде", которая издается хоть и далеко от Кремля, но возглавляется нашим на сегодняшний день аж общероссийским и номенклатурным патриотом Захаром Прилепиным. И при всем том, что выбрал я статью, написанную председателем нижегородского представительства СРП Мариной Кулаковой, расчет был у меня таков: кто из писателей за пределами Нижнего Новгорода знает, что есть еще и писатель Марина Кулакова? И, что не менее существенно, кто, кроме меня, автора этой грустной статеечки, придумает повод о ней узнать?

Привлекло меня и очень уж острое название публикации этой, повторяю, никому неизвестной Марины Кулаковой в провинциальной газете, возглавляемой, повторяю, патриотом аж с мировой известностью Захаром Прилепиным:"При лампаде видны ли скрепы духовные и юридические?"

Но при беглом прочтении оказалось, что глава нижегородских либеральных писателей,, замахнувшаяся на спасение духовных скреп, всего лишь возмущена тем, что в документах поконкурсу «Нижегородская лампада», посвященного 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского и 650-летию посещения им Нижнего Новгорода, одним из учредителей конкурса была обозначена НПО ООО «Союз российских писателей».

"Зачем он совершает эту подмену, эту манипуляцию?", – клеймит автор Валерия Сдобнякова за то, что он, глава местного НПО ООО «Союза писателей России» в документе обозначен как глава НПО ООО «Союз российских писателей».

Ну, любой здравомыслящий человек мог бы подумать, что в Нижнем Новгороде такая скука, что простая описка в документе может приравняться к событию, равному извержению Везувия в Помпее. Да и описок наоборот, когда Союз Российских писателей называют Союзом писателей России я встречаю гораздо больше. Вернее, СПР с СРП при моей жизни спутали лишь один раз – в случае, возмутившем до глубины души Кулакову, а вот путанье в другую сторону происходит постоянно. Например, недавно известнейшего писателя и председателя Санкт-Петербургского отделения Союза российских писателей Валерия Попова в блистательном его интервью обозначили как главу Санкт-Петербургского отделения  Союза писателей России. И он не стал писать опровержений. Потому что все знают, что Валерий Попов - это СРП. Как и все знают, что Сдобняков – это СПР.

...С другой же стороны, если внимательно прочесть текст Кулаковой, то можно и придти к выводу, что скрепы шатаются и рушатся в её собственной голове.

Вот её простодушный и, конечно, патриотический рассказ:  "…с ребятами из движения и литературного объединения «Светлояр русской словесности», созданного мною, ездили на WAFEst, где выступали на Русском пространстве. На этот фестиваль приезжает много людей из разных городов и даже стран, и чего там только нет, на берегу Горя-моря: и йога самых разных изводов, и танцы, и тренинги, и самый разный экстрим: огненные шоу, хождение по стёклам, гвоздям и канатам, и музыканты отовсюду, и мастер-классы по чему угодно — от варгана до жонглирования и нательной росписи. Масса разных ухищрений и телесных упражнений, для молодёжи очень, конечно, притягательно. Круто, да и мне самой нравится, второй раз поехала, и ребят повезла.

Только подумалось мне, что русского пространства и русской словесности было там всё же маловато. Тем более — такой гео-контекст! И совершенно не был он, этот контекст, обозначен, транслирован. Не сказан, не показан. О чём я? Да о том, что когда едут люди в какое-то место издалека, обычно бывает им интересна история и особенности именно того места, куда приехали. Фестиваль стихий WAFEst происходит, и уже не первый год в Городецком районе Нижегородского края. Неподалёку — сам Городец, один из древнейших городов на Средней Волге, легендарный Малый Китеж. Вот уж поистине — живое Русское пространство!"

То есть, занятий йогой показалось мало, захотелось совместить его с ощущением "живого Русского пространства". Ну и " В галерее на Троицкой мы познакомились с городецкими художниками и литераторами. Читали стихи, озвучивали наш Светлояр, наш Китеж, произвели сильное и серьёзное впечатление, получили приглашение поучаствовать в православном конкурсе литературно-художественного творчества «Нижегородская лампада».

И это всё хорошо. И в конкурсе мы собрались поучаствовать, благо, есть с чем".

Так это, понимаешь ли, запросто, и йогам есть что показать, и для "Нижегородской лампады" они уже первые с ложками.

То есть, если теперь надо не сокрушать скрепы, а укреплять, то – опять они главные. И если произошла описка в документах о конкурсе, то, конечно, Валерий Сдобняков, скрепы укреплявший всю свою жизнь, "совершает эту подмену, эту манипуляцию", дабы пролезть в вечно калашный ряд Кулаковой. И не иначе!  "Потому что хорошо знаю, что такое Союз российских писателей. Это один из двух писательских союзов, одна из двух крупнейших всероссийских организаций, правопреемников Союза писателей СССР" – возмущается Кулакова, уже забывая о том, что Союз российских писателей "правопреемником Союза писателей СССР" не является по той простой причине, что он был создан как альтернатива его российскому подразделению, из отвращения к господствовавшим здесь патриотическим традициям Шолохова, Леонова, Твардовского, Шукшина, Рубцова, Белова, Распутина и т.д.

"Но разные, разные это люди", – сама же высокомерно подчеркивает Кулакова различие между её либеральным и нашим патриотическим писательскими Союзами.

Надо ли говорить о том, что ложные грибы – белые или более простенькие лисички – ядовиты?

Да, от ложной литературы мы умираем не на следующий день, а, как римляне при своем самом звездном поэте и актере Нероне (тогда императоры не других, а себя любимых назначали Захарами Прилепиными),  разлагаемся постепенно. И, конечно, если кто брезгливый, то должен знать, что чем медленнеё умирание, тем вонищи больше.


Биография

Проза

О прозе

Статьи

Поэзия

Блог

Фотоархив

Видео

Аудио

Книги

Написать письмо

Гостевая книга

Вернуться на главную

Вернуться на главную
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"
Система Orphus

Комментариев: